Свет в дизайне интерьера. Как организовать дизайн освещения

Осень в Москве – это время проведения большого количества мероприятий и фестивалей. С 21 по 25 сентября 2018 года в Москве пройдет уже ставший традиционным международный фестиваль «Круг света». Фестиваль «Круг света» – ежегодное событие. Его задача – предоставить возможность показать свои умения и навыки светодизайнерам и специалистам в области аудиовизуального искусства. С 21 по 25 сентября 2018 года осенние московские вечера превратятся в фантастическое шоу с большим количеством света, огня, лазеров, салютов и музыки. И обеспечивать этот праздник будут коллективы со многих стран мира!

Во время проведения фестиваля «Круг света – 2018» будет организована образовательная программа, которая будет включать в себя лекции, мастер-классы от лучших специалистов светодизайна. Вход бесплатный абсолютно на все мероприятия (желающим принять участие в образовательной программе, необходимо пройти предварительную регистрацию, т.к. количество мест ограничено).

Главные площадки фестиваля:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (открытие)

Мероприятия будут проходить ежедневно: 21, 22, 23 сентября. Шоу будет проходить с 20:30-21:30.

21 сентября Открытием фестиваля станет мультимедийное шоу «Карнавал света», которое будет сочетать в себе удивительные возможности световых и лазерных проекций, хореографии фонтанов и огня, грандиозных пиротехнических эффектов. На этот раз вдоль косы Гребного канала для видеопроекций будет возведена конструкция из 12-метровых кубов, на воде разместятся свыше 250 прямых и 35 вращающихся фонтанов, а на понтонах установят более 170 огненных горелок различных модификаций. 22, 23 сентября московская публика сможет увидеть повторные показы «Карнавала света».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Царицыно


24 сентября так же будет выступление Дмитрия Маликова с 20:00–21:00.

В этом году в Царицыно публику ждут два новых произведения, которые будут демонстрироваться на фасаде Большого Царицынского дворца: история птицы Феникс «Дворец странствий» и аудиовизуальный спектакль о мире будущего. Благодаря технологии дополненной реальности их можно будет легко считать с помощью фотокамер мобильных устройств, на экране которых появятся животные – возможные обитатели экосистем будущего. 24 сентября на сцене перед Большим Царицынским дворцом состоится концерт Народного артиста России Дмитрия Маликова. Выступление маэстро будет сопровождаться видеопроекциями на фасаде дворца. В этом году площадка фестиваля в Царицыно станет частью программы международного конкурса Art Vision. Свои работы на фасаде дворца представят финалисты конкурса в номинации «Модерн».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Театральная площадь

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Театральная площадь в этом году задействует для световых шоу фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. Три здания позволят создать панорамную 270-градусную видеопроекцию. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке, историю его борьбы за личную свободу и духовном освобождении. Также можно будет увидеть два световых шоу фестиваля прошлого года – «Небесная механика» и «Неподвластный времени», работы финалистов международного конкурса Art Vision в номинации «Классик».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Музей Победы

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Впервые в истории «Круга света» площадкой фестиваля станет Музей Победы на Поклонной горе. На фасаде здания будут показаны световые новеллы, посвященные военному прошлому России, городу Москве, а также пятнадцатиминутный виджеинг под музыку и песни военных лет. Одно из видеомэппинговых произведений, «Конструкторы победы», посвящено конструкторам, прославившим Россию. Их изобретения стали достижением мировой технической мысли, а участие в решении задач по созданию оборонной техники приблизили победу русского народа в Великой Отечественной войне. Световое представление состоит из трех частей, посвященных военно-морскому флоту, военно-воздушным силам, бронетанковой и автомобильной технике. Второе световое шоу о Москве – сердце России. Оно расскажет о том, как росли и объединялись на протяжении веков земли и территории вокруг столицы. Зрители совершат путешествие над нашей необъятной родиной, увидят природу Урала, Сибири и Дальнего Востока, полюбуются широтой наших рек и пейзажами Крыма.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Коломенское

Музей-заповедник Коломенское приглашает всех в пространство впечатлений. Огромная территория парка превратится в мир феерии, где лес наполнится миражами, и зрители не сразу смогут понять, что реально, а что – нет. Прямо на глазах гостей оживут сказочные маски и таинственные животные, на деревьях вырастут золотые плоды, карета с Золушкой станет тыквой, а Оле Лукойе пригласит публику в мир сновидений.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (закрытие)

Закрытие фестиваля будет посвящено перекрестному году Японии и России. Зрителей финального представления удивят 40-минутным шоу японской пиротехники, известной на весь мир своей уникальной красотой и масштабностью. В нем будут задействованы крупнокалиберные заряды, а диаметр раскрытия самых больших из них достигнет в небе почти 1 км.

Так же будут во время проведения мероприятия будут проходить лекции и мастер классы специалистов по мультимедийным технологиям и светодизайну.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Площадка DIGITAL OCTOBER

Адрес: Берсеневская наб., 6, стр. 3

Задача программы – создание учебной и экспериментальной площадок для молодых специалистов, студентов и работников креативной индустрии. Программа включает в себя мастерские, панельные дискуссии и публичные презентации.

Расписание мероприятий:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 22 CЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

11:00-12:00 СОЗДАНИЕ СВЕТОВЫХ ШОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕТАЮЩИХ АППАРАТОВ. МИХАИЛ ЦВЕТКОВ (INTEL), НИКИТА РОДИЧЕНКО (TSURU ROBOTICS), МИХАИЛ И МАКСИМ КАБА (DRONESWARM), АНТОН СКИТЕР, ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
12:10-12:50 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО СВЕТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
13:00-14:00 ЗА СЦЕНОЙ ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» – КОМАНДА ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ШОУ ЭТОГО ГОДА.
14:10-14:50 «СФЕРОКРАТИЯ» (“DOMECRACY”). ПЕДРО ЗАЗ (PEDRO ZAZ, ПОРТУГАЛИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 НА ГРАНИ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. АНАСТАСИЯ ИСАКСЕН (ANASTASIA ISACHSEN, НОРВЕГИЯ)
16:20-17:00 ИСКУССТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ. КРИСТИАН МИО ЛОКЛЕР (CHRISTIAN MIO LOCLAIR) (STUDIO WALTZ BINAIRE)

МАЛЫЙ ЗАЛ

12:30-13:10 СМЫСЛ И ФОРМА. ИНТЕГРАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНО-СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. PITCH MEDIA (РОССИЯ)
13:20-14:00 СМЕШАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ГОЛОГРАФИЧЕСКИХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ. MIXED REALITY. ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР, СТАРЦЕВ СЕРГЕЙ (INTY – СТУДИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ, РОССИЯ)
14:10-14:50 КАК НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НЕ БОЯТЬСЯ. STRUTTURA (РОССИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ДЕТАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГРЯДУЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ ЛЮДЕЙ С СИСТЕМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. МАСТЕРСКАЯ ИВАНА РАСТРА (IVAN RASTER SOFTWARE LAB)
16:20-17:00 ДВИЖЕНИЕ ПРОУН. МИСАК САМОКАТЬЯН
17:10-17:50 «НЕ/РЕАЛЬНОЕ ИСКУССТВО». HAPTIC TEAM

АУДИТОРИЯ 1

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: РАБОТА С ВИЗУАЛЬНОЙ СЦЕНОГРАФИЕЙ В ПРОГРАММНОМ ПРОДУКТЕ RESOLUME 6. ЙОРИС ДЕ ЙОНГ (JORIS DE JONG), ЭДВИН ДЕ КЁНИХ (EDWIN DE KONING) (RESOLUME, НИДЕРЛАНДЫ)

АУДИТОРИЯ 2

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: УПРАВЛЕНИЕ ЛАЗЕРАМИ С ПОМОЩЬЮ TOUCHDESIGNER. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)

АУДИТОРИЯ 3

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ТЕХНОЛОГИЯ POLYLIGHT. КАК СДЕЛАТЬ СВЕТОВУЮ ИНСТАЛЛЯЦИЮ ЛЮБОЙ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ? ИЛЬЯ СОБОЛЬ И ТИМ ТАВЛИНЦЕВ (РОССИЯ).

АУДИТОРИЯ 4

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ. ВАДИМ ЭПШТЕЙН (РОССИЯ)

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 23 СЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

12:00-13:00 СВЕТОДИЗАЙНЕР. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ. ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ, НАТАЛЬЯ БЫСТРЯНЦЕВА, СТАНИСЛАВ ЛЯПУНОВ, КИРА ФЕДОТОВА, КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ. МОДЕРАТОР ДИСКУССИИ: ИВАН ФЕДЯНИН.
13:10-13:50 О ТЩЕТНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВАЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)
14:00-14:40 СВЕТ С ПЕРВОГО И ПО СЕЙ ДЕНЬ. МЕРАВ ИТАН И ГАСТОН ЗАР (ИЗРАИЛЬ)
14:40-15:20 ПЕРЕРЫВ
15:20-16:00 РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ. МИЧИЮКИ ИШИТА (ЯПОНИЯ)
16:10-16:50 СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. АНДРАС НАГИ (ВЕНГРИЯ)
17:00-18:00 СВЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ. СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЮЩИЙ НА СРЕДУ. НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

Красота и уют интерьера во многом зависит от его правильного освещения. Любой дизайнерский проект начинается с этапа выбора осветительных приборов и проработки их расположения, так как в процессе оформления квартиры исправить эти детали будет уже сложно.

Понятие «световой дизайн» гораздо сложнее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Он должен выставлять в выгодном свете достоинства помещения и скрывать его недостатки, делать его уютным и комфортным, подчеркивать индивидуальность хозяина.

Световой дизайн принято подразделять на три составляющие, каждой из которых отводится особая роль в создании стильного и гармоничного освещения интерьера.

  • Общий дизайн – является фоном, от которого стоит отталкиваться при проработке расположения других источников света.
  • Световая архитектура – подразделяется на внутреннюю, внешнюю и интерьерную. Определяет общую стилистику, делает световой дизайн более индивидуальным и выразительным.
  • Светодизайн – все то, что можно менять местами и перемещать. Наиболее пластичный элемент освещения, выражающий индивидуальность хозяина.

Обычно грамотный проект включает в себя все три элемента, ведь только их умелое сочетание способно создать интересный и стильный интерьер.

Красивый дизайн во многом зависит от освещения

Продумывать световой дизайн нужно осторожно

С помощью света можно выделить или скрыть элементы интерьера

Существует несколько видов освещения, каждое из которых имеет свои функции и правила выполнения:

Правильно подобранное освещение может изменить интерьер до неузнаваемости

Существует несколько видов освещения

Влияние освещения на эмоциональное состояние

От выбора светильников зависит не только внешний вид вашей квартиры, но и психическое и эмоциональное состояние ее обитателей. Ученые установили, что освещение, воздействующее на нас, обладает множеством свойств, которые могут приносить как пользу, так и вред.

    Желтый свет – классический вариант, от которого люди вряд ли когда-нибудь откажутся. Этот цвет создает атмосферу уюта и полезен для глаз.

    За счет белого освещения происходит повышение работоспособности человека. Но при слишком высокой резкости такого света наступает быстрое утомление.

    Красный заряжает энергией и бодростью, повышает давление.

    Оранжевый цвет провоцирует улучшение аппетита и увеличение пульса.

    Голубое сияние действует расслабляющее, а давление при этом понижается.

    Зеленое освещение используют в спальнях и детских комнатах. Оно успокаивает и расслабляет, а также очень комфортно для глаз.

    Фиолетовый и синий свет не используется для жилых помещений и комнат с длительным пребыванием. Эти цвета угнетают и действуют раздражающе.

Голубой свет поможет расслабится

У каждого цвета есть свое влияние на человека

От освещения может зависеть эмоциональное состояние

Как регулировать естественный свет

При прохождении через стекла и отражении от зеркал естественное освещение становится чересчур жестким и резким. Сгладить этот световой эффект можно с помощью полупрозрачных и ажурных преград – тюли и органзы. Рассеивая свет, они делают естественное освещение плавным и комфортным.

Еще один способ управления световым потоком, льющимся из окон – вертикальные жалюзи. Они делают его менее жестким, а при определенном повороте задают ему необходимое направление. С их помощью уровень освещенности помещения регулируется всего несколькими движениями рук.

Светом можно выделить нужные предметы в интерьере

В некоторых случаях можно обойтись и без естественного света

Принципы искусственного освещения

К освещенности любого пространства предъявляется множество санитарно-гигиенических требований, определенных различными ГОСТами и нормами. Изучать их можно долго и упорно, но удобнее будет ознакомиться лишь с наиболее важными из них.

Все значения в этой таблице являются лишь необходимым минимумом, верхних граничных значений никакие нормы не устанавливают.

Понятия КЕО и UGR знакомы далеко не каждому читателю. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и чем они отличаются друг от друга.

В спальне можно обойтись без сильных источников света. Достаточно будет нескольких светильников

Для каждого дизайна освещение стоит подбирать индивидуально

Существую некие нормы для освещения разных комнат

КЕО

Коэффициент естественной освещенности – это отношение естественной освещенности к общей. Параметр определяет долю естественного света, попадающего в пространство комнаты. Приведем простейший пример.

Пусть мы измерили освещенность посреди гостиной, и она составила 300 лк. Выйдем на открытый балкон смежный с этой комнатой, и измерим уровень освещенности там. Допустим, он составил 500 лк. Тогда КЕО будет рассчитываться как 300/500=0,6. Сравнивая этот показатель с табличным значением, приходим к выводу, что норме свет соответствует.

UGR

Коэффициент дискомфорта определяется международными стандартами и служит показателем жесткости света. Измеряется он в пределах от 1 до 100 и определяется поляризацией, когерентностью и спектром светового потока.

Говоря простыми словами, эта величина показывает, насколько мягок и благоприятен свет в комнате для человеческого глаза.

Освещением можно выделить некоторые предметы в интерьере

Если в комнате много естественного света, можно обойтись люстрой

Основные правила

Разобравшись с нормами, стоит поговорить и об основных правилах, которые отвечают уже не за отсутствие вреда здоровью человека, а за гармоничное эстетическое оформление интерьера.

    Световое оформление должно быть обязательно согласовано с цветом интерьера.

    Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления.

    Светлые помещения освещают равномерно, выполненные в темных тонах – каждую зону отдельно.

    В рабочей зоне идеальный свет – белый.

    Светлые предметы лучше подсвечивать цветным светом, а для ярких деталей выбирают светлое местное освещение.

    Насыщенных теней и отсутствия света в отдельных зонах лучше избегать.

Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления

В спальне можно обойтись люстрой и несколькими светильниками

Световое решение обязательно должно сочетаться с интерьером комнаты

Плюсы и минусы люстр

Наиболее распространенный вид светильников, который применяется в интерьере любой комнаты и стилистики – подвесные и потолочные люстры. В них используются разные типы ламп, они отличаются по стилю и конструкции, но наиболее важный параметр при выборе – это материал, из которого люстра изготовлена.

Материал

    Прочность, долговечность

    Легко поддается чистке

    Из-за большой массы люстра требует более прочного крепления к потолку

    Высокая стоимость

    Многообразие форм и расцветок

    Отсутствие деформаций

    Легкость чистки

    Хрупкость

    Экологичность

    Гармоничное сочетание с деревянной мебелью

    Требовательность к уходу

    Неустойчивость к воздействиям влаги

    Подверженность воздействию света

    Недолговечность

Хрусталь

    Роскошный презентабельный вид

    Создание игры света

    Высокая стоимость

    Хрупкость

    Минимальная стоимость

    Легкость

    Имеет свойство выгорать на свету

Текстиль

    Оригинальность

    Умеренная цена

    Недолговечность

    Маркость

    Неустойчивость к возгораниям

Люстры однозначно смотрятся достаточно стильно и обыгрывают общую стилистическую задумку интерьера, создавая вокруг себя атмосферу тепла и уюта, однако имеют они и минусы:

  • Затруднительный монтаж.
  • Сложности в уборке. Для того, чтобы хорошо почистить люстру, сначала придется выкручивать плафоны, а затем вкручивать их на место.
  • Высокая стоимость по сравнению с обычными светильниками.
  • Не подходят для комнат с низким потолком.
  • Маркость. Декоративные люстры, расположенные под потолком, собирают на себя много пыли из-за обилия подвесных элементов.

Не смотря на свою красоту они очень трудны в монтаже и уходе

Люстры смотрятся всегда очень стильно

Плюсы и минусы светильников

Последнее поколение светильников, пользующееся огромной популярностью – светодиодные или led-светильники. Их успех на рынке объясняется множеством преимуществ такого освещения:

    Долговечность. Срок службы более 50 тысяч часов.

    Энергосбережение.

    Экономичность.

    Высокий КПД.

    Возможность изменять цвет, яркость и температуру освещения.

    Компактные и гибкие модули, позволяющие реализовать множество дизайнерских задумок.

    Прочность.

    Экологичность.

    Безопасность. У таких светильников крайне низкий риск возгорания.

Относительно минусов светодиодного освещения стоит сказать следующее:

    Высокая стоимость может сначала напугать, однако она полностью компенсируется длительным сроком службы и экономичностью таких приборов.

    Необходим LED-драйвер для обеспечения питания прибора.

    Светодиоды имеют свойство терять яркость, и их свет становится более тусклым.

    Заменить перегоревший светодиод бывает проблематично.

С помощью светильников можно подсвечивать конкретные зоны

На данный момент очень популярны светодиодные светильники

Иногда светильники используют как элемент декора

Уличное освещение

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью.

Функциональной подсветке принято уделять особое внимание в проекте, так как именно она отвечает за безопасное перемещение во дворе. Основными объектами являются садовые тропинки, ступени и крыльцо, а наиболее популярным решением – небольшие светильники на коротких ножках. Они отлично впишутся в любой ландшафтный дизайн и не займут много места, а в темное время суток отлично справятся со своей задачей.

Совет для самых экономных хозяев – использовать светильники на солнечных батареях, их выбор так же огромен.

Для экономии можно использовать светильники на солнечных батареях

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью

Декоративная подсветка предназначена для того, чтобы с помощью света акцентировать внимание на самых привлекательных деталях вашего сада. Ее можно установить у фонтана, водоема, зоны отдыха или садовой скульптуры.

Правильно организованный световой дизайн интерьера способен творить настоящие чудеса, преобразовывая пространство, изменяя направление потока света и благотворно воздействуя на психику человека. Главное в погоне за стильным и современным проектом интерьера – соблюдать правила освещения и не забывать о собственном комфорте и здоровье.

Видео: Световой дизайн квартиры

Хотя технически свет не элемент дизайна, он также важен в интерьере. Мы воспринимаем окружающую среду благодаря свету: свет оживляет пространство, открывая формы, текстуры и цвета. Успешная схема освещения может выделить дизайн и оформление дома, что делает его живым и улучшает качество проживания.


Так что же такое свет?

Свет является продуктом сильной жары и чем горячее источник, тем ярче свет. Естественный дневной свет от солнца представляет собой смесь различных цветных длин волн, которые переходят друг в друга и глаза воспринимают их как белый свет.

Белый свет имеет широкий спектр и показывает все цвета, в то время как более слабые источники света имеют более узкий диапазон длин волн и повышают некоторые цвета над другими.

Пример: при свечах свет имеет более высокую долю длин волн теплых тонов, в то время как лунный свет имеет более высокую пропорцию холодных волн. Так, несмотря на схожую интенсивность, теплые красные тона и цвет кожи лучше выглядят при свечах, а холодные тона выглядят лучше при ярком лунном свете, нежели при свечах.

Естественный свет

Естественный свет подчеркивает красоту любого интерьера и благодаря белому может максимизировать бледные холодные цвета, отражающие поверхности и зеркала. Во время ремонта или расширения помещения, можно рассмотреть возможность добавления окон или увеличить их размер, чтобы попадало больше естественного света.

Свет изменяет оттенок, яркость и насыщенность цвета . Дневной свет резко меняется в зависимости от погоды, сезона, времени суток, места расположения и широты. Северный свет, например, довольно постоянен по интенсивности и смеси цветовых длин волн, так что в течение дня цвета не меняются. Вот почему художники предпочитают студии, которые освещает северный свет.

При выборе цвета, который вы хотите использовать в комнате, имейте в виду тип и количество естественного света, которое в нее проникает. Можно разместить в комнате несколько образцов цвета (мазками на стене) и посмотреть как он меняется. Теплые цвета выглядят лучше в теплом свете и наоборот.

Искусственный свет

Все лампы испускают различное количество и качество света в зависимости от того, как они сделаны и как питаются. Все они подходят для различных областей применения.

Есть много видов ламп накаливания. Но их постепенно вытесняют энергосберегающие лампы.

Лампы накаливания испускают теплый белый свет, в то время как люминесцентные и энергосберегающие лампы , как правило, излучают свет с зеленоватым оттенком. Галогеновые лампы имеют приятный свет, который холоднее, чем свет от ламп накаливания, но большинству для работы нужен трансформатор (они требуют 12V энергоснабжения).

При выборе лампочки, имейте в виду, что:

    далеко расположенные источники света производят резкие тени - чем дальше точка источника, тем резче тень

    широкие источники света производят рассеянные тени и мягкие отражения

Методы освещения пространства

3 варианта освещения интерьера:

    общее освещение

    прямое освещение

    местное освещение

Общее освещение

Общее освещение обеспечивает равномерный, рассеянный свет, что позволяет видеть легко и безопасно передвигаться. Окружающее освещение производит очень мало тени и может быть мягким, так как оно не определяет форму. Лучший способ достичь общего освещения в комнате - отражение света от стен (с помощью встроенных потолочных или настенных светильников) или потолка (с помощью торшеров или бра).

Использование освещения снизу вверх обеспечивает хороший, рассеянный свет, которое более интересно, чем прямое освещение потолка.

Еще один плюс направления освещения снизу вверх это то, что оно "поднимает" потолок, делая его легче и визуально более отдаленным - хороший трюк в комнате с низким потолком и для небольших помещений, которые нужно визуально сделать больше.

Если вы решили использовать освещение снизу вверх, имейте в виду, что поскольку свет отражается от стен и потолка, их поверхность должна быть ровной, иначе любое несовершенство будет производить косые тени. С другой стороны, вы можете использовать рассеянное освещение снизу вверх, чтобы показать красоту высоко текстурированных стен, таких как кирпичная кладка или каменные поверхности.

Освещение по периметру потолка и освещение по всей длине стены - эффективные способы обеспечить общее освещение. Освещение по периметру потолка очерчивает комнату и используют потолок как отражатель. Освещение по всей длине стены представляет собой смесь непрямого и прямого освещения, так как оно освещает и потолок, и стену.

Освещение, направленное вниз, в виде потолочных ламп, встраиваемых светильников или всего потолка визуально снижает потолок. Светильники производят темные тени и могут быть очень эффективными. Если расположить их близко, они обеспечат хороший уровень общего освещения.

Используйте регуляторы освещенности, чтобы изменять интенсивность света и создавать различные области освещения в комнате. Всегда проверяйте, что регуляторы совместимы с источником света, который вы используете.

Прямое освещение

Такое освещение освещает конкретную область, направленным узким пучком в одном направлении, где вам необходимо что-то делать, например читать, рисовать или готовить пищу. Хорошее освещение при этом очень важно. На кухне можно осветить шкафы с помощью встраиваемых светодиодов или светильников.

Для чтения, работы на компьютере и подобного, лучшим вариантом будет напольная или настольная лампа с консольной регулируемой ножкой, что позволит направить свет в нужную область.

В ванной комнате можно установить освещение за зеркалом. Светильника на потолке не достаточно для бритья или нанесения макияжа, так как он создает тени, поэтому лучше разместить освещение еще и у зеркала.

Местное освещение

Местное освещение является одной из форм направленного света, что создает координационные центры или ритмические модели света и темноты. Направленное освещение можно использовать для подчеркивания особенностей комнаты, выделить украшения, вызвать интерес и выделить определенные области.

В квартире-студии или в больших комнатах можно использовать направленное освещение, чтобы вести глаза по комнате и создавать потоки света, деля пространство на более мелкие районы. Например, чтобы обозначить область столовой, разместите освещение над столом. Если потолки высокие, то можно использовать подвесные светильники, в противном случае предпочтительны встраиваемые светильники или спот светильники.

Спот светильники как правило весьма малы и проливают узкий поток света, который создает интенсивные, эффектные тени. Используйте их для направления взгляда к какому либо искусству, например, коллекции; или над ванной, чтобы создать отражение света на воде. Регулируемые, напольные лампы хороши для прикроватной зоны, так как можно направлять свет к подушке, чтобы читать в постели.

Свечи дают тепло и лестный свет, который создает длинные, четкие, мерцающие тени. Свечи можно использовать для создания различных настроений в комнате: романтичного, драматичного, элегантного или спокойного. Также можно использовать свечи в подсвечниках для украшения обеденного стола, каминной полки или ванной комнаты. Всегда помните о безопасности и никогда не оставляйте свечи без присмотра, не помещайте их рядом с легковоспламеняемыми предметами, следите за детьми и животными.

Подобные красивые, оригинальные и выразительные светильники как на фото ниже дают мало света. Они являются произведением искусства и служат больше для украшения. Их можно использовать, чтобы добавить характер комнате, сделать темный угол ярче или добавить цвета однотонному интерьеру.

Планирование схемы освещения

Поскольку освещение играет столь важную роль в оформлении интерьера, оно должно планироваться на ранней стадии.

При планировании освещения комнаты составьте список всех мероприятий, которые вы собираетесь в ней выполнять. Это поможет правильно выбрать необходимый тип освещения. Также вы определите количество и расположение розеток, выключателей и диммеров.

Слишком большая комната в теплых темных тонах и с матовыми поверхностями потребует больше света, чем та же комната, оформленная в бледной холодной цветовой гамме и с отражающими поверхностями. Небольшая комната в белых цветах требует меньше света.

Свет также имеет психологическое значение, так как он влияет на настроение и эмоции.

Сильно освещенный интерьер бодрит, в то время как в комнате с мягким приглушенным светом создается чувство спокойствия, располагающего к отдыху. Слишком яркое освещение в течение длительного времени вызывает напряжение, а слишком мало света долгое время удручает. Поэтому необходимо планировать гибкую схему освещения для дома.

Тщательно продуманный дизайн освещения должен не просто преображать интерьер, но обеспечивать комфорт и сохранение здоровья обитателей дома. На этапе создания проекта учитываются самые разные нюансы.

Виды освещения и их функции

Существует два основных вида источников света:

Интенсивность естественного освещения напрямую связана с временем суток, зависит от времени года, географического местоположения и атмосферных явлений. Естественный свет – наиболее оптимален, с точки зрения физиологии и жизнедеятельности. Но его недостаточно для полноценного функционирования. Именно поэтому столь серьезное внимание уделяется планированию искусственно созданного дополнительного освещения. К нему относятся лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные устройства.

Основные варианты искусственного освещения:

  • общее;
  • акцентированное;
  • рабочее;
  • комбинированное.

Общее освещение

Это наиболее распространенный вид, без которого не обходится ни одно помещение. Свет исходит сверху и равномерно распространяется по всей комнате. Самый яркий пример – люстра в центре потолка. Она не дает световой фигуры с четкими краями, которую можно явственно различить на полу или на стене.

Общее освещение можно разделить на:

  • направленное – наиболее распространенный вариант. Он характеризуется созданием единого светового пятна. Его можно организовать, используя открытые светильники в форме конуса, полусферы, усеченного шара, куба, трапеции, цилиндра, прямоугольника;
  • непрямое – образуется путем отражения света от стен или потолка;
  • рассеянное – свет рассевается сквозь матовое стекло или бумажный абажур шарообразной формы. Он не напрягает глаза и является наиболее комфортным для человека. Лучи распространяются равномерно под углом до 360 градусов. Это происходит благодаря использованию непрозрачных закрытых плафонов;
  • смешанное – образуется благодаря особой форме полупрозрачных светильников с открытым верхом и низом. Эти современные модели все чаще применяют при оформлении квартир или офисов. Свечение исходит со всех сторон – пробивается сквозь стенки, отражается от потолка и стен, падает сверху прямым световым пятном. Такой способ наполнения пространства светом является наиболее продуктивным.

Акцентное освещение

Акцентное или местное освещение используют для выделения определенных участков. Его основная функция – привлечение внимания к отдельным объектам или зонам в помещении. Оно может нести чисто декоративную нагрузку – подсветка картины, скульптуры или иметь практическое значение. С помощью точечных включений мы можем безопасно передвигаться по лестнице, ориентироваться в темном шкафу, отыскивать нужные предметы на прикроватной тумбочке. Акцентное освещение позволяет играть с пространством, выхватывая из темноты ту или иную зону, наделяя их главным значением в зависимости от их использования. На время ужина подсвечивается столовая группа. Затем мы перемещаемся на диван, чтобы почитать в тишине или напротив, поболтать с домочадцами. В многофункциональных помещениях, к примеру, в однокомнатных квартирах или студиях, такой способ подсветки просто необходим. Он позволяет заниматься своими делами, не мешая друг другу. Для создания акцентов используют торшеры, настольные лампы, потолочные подвесные устройства, бра, точечное освещение, светодиодную ленту.

Различают три вида акцентного освещения:

  • резкое – образование яркого пятна с четко очерченными краями. Свет не рассеивается, пространство за пределами луча погружено во тьму. Такой прием используют в театре, когда выделяют лишь небольшой участок, на котором происходит действие. Часто его используют, чтобы сконцентрировать внимание на объекте. Он подойдет для того, чтобы подчеркнуть красоту коллекционных предметов в стеклянных витринах, выделить выразительные архитектурные элементы – колонны, барельефы, арки. Луч может быть направлен вверх, вниз или прямо на объект под углом 30 градусов;
  • смягченное – создается при помощи светильников, снабженных регулятором мощности. Позволяет эффектно, но ненавязчиво выделять необходимые детали. Очевидные плюсы – достижение менее драматичной атмосферы и экономия электроэнергии;
  • мягкое – организуется для фокусирования внимания на предметах, которым вреден яркий свет – картины и другие предметы искусства. Формируется при помощи матовых абажуров, размещенных над объектом.

Рабочее освещение

Хороша освещенность необходима для эффективной и безопасной работы. В условиях дефицита света возрастает нагрузка на зрение, что может привести к его снижению. Из-за постоянного напряжения устают не только глаза, но и в целом повышается утомляемость организма. Человек не в состоянии долго и продуктивно работать в полумраке. Эффективность и сложность таких занятий, как рисование, вязание, ювелирное дело, шитье, чтение, письмо, приготовление пищи напрямую зависит от качества освещения и его направленности. Общий свет падает сверху, поэтому на рабочем пространстве создается тень. Необходимо оборудовать эту зону специальными направленными источниками – настольной лампой, бра, торшером, точечными поворотными приборами. Лучше не задействовать в этих зонах люминесцентные варианты, так как они часто мигают и искажают цвета, а это негативно воздействует на зрение. Галогеновые устройства гораздо лучше воспринимаются, но они недостаточно экономичны. Поэтому лучший выборсветодиодные конструкции, которые производят приятное для глаз свечение и потребляют в разы меньше электроэнергии.

Комбинированное освещение

Суть этого варианта заключается в сочетании описанных прежде способов. Проект любого интерьера непременно содержит комбинацию различных типов освещения. В одних помещениях главенствует общее, в других акцентное. К примеру, в гостиной центральная роль отводится роскошным или лаконичным многорожковым люстрам. А в кабинете или спальне яркий общий свет не настолько важен, но здесь не обойтись без хорошей настольной лампы или бра. Свет – один из самых популярных инструментов для зонирования помещений. В детской комнате, в дополнение к общим, локальные устройства необходимы в рабочей и игровой зоне. В кухне – над обеденным столом и над поверхностью для приготовления пищи. В ванной и прихожей – в зоне зеркала или декоративной ниши. Сочетание разных вариантов можно наблюдать в любой комнате, но особую значимость оно приобретает в многофункциональной. В гостиных, объединенных со спальней, кухней или столовой особенно важно предусмотреть возможность различных сценариев подсветки.

Правила и нормы

Использование искусственного освещения вызвало необходимость разработать четкие требования к его параметрам. От того, насколько грамотно оно организовано, зависит самочувствие человека, его эмоциональный настрой, способность качественно трудиться, сохранение хорошего зрения. Поэтому для различных помещений установлены свои определенные нормы. Легко догадаться, что для рабочего кабинета и чулана их значения одинаковыми не будут. Главный документ, на который необходимо ориентироваться, просчитывая количество и мощность приборов в квартире – СНиП 23-05-95. Он регламентирует естественное и искусственное освещение жилых, образовательных, торговых, производственных помещений, а также скверов, парков, улиц, площадей.

Единицей измерения освещённости является Люкс –1 люмен на кв. м. Норма зависит от назначения помещения. К примеру, для гостиной, спальни или столовой достаточно 150 Лк. В детской необходимо обеспечить 200Лк, в ванной комнате или кухне уже 250, а в кабинете все 300. В прихожей, кладовой, на чердаке или в подвале потребуется 50-60 Лк.

Об источниках света

К естественным источникам относятся солнечные лучи, свечение звезд, полярное сияние, лунный свет. Искусственные ресурсы – это и огонь: костер, факелы, свечи, и газовые фонари, и электрические светильники. Последние подразделяются на несколько видов:

  • лампы накаливания – содержат тело накала, которое и производит свечение. В конструкцию помещается спираль из вольфрамовой или угольной нити. Затем в колбе создается вакуум. Это позволяет предотвратить окисление металла. В момент замыкания электрической цепи происходит нагрев, вследствие которого элемент накала начинает светиться. Плюсы таких ламп в том, что они хорошо выдерживают перепады температур. Без проблем будут работать в холодном коридоре или жаркой бане. Недостаток подобных ламп в том, что они расходуют много энергии и производят большое количество тепла;
  • галогеновые – их отличие от предыдущих состоит в том, что колба заполняется парами галогенов. Их применяют для наиболее мощных устройств. Газ позволяет значительно повысить температуру спирали и продлить период эксплуатации. Как и обычные лампы накаливания, галогеновые источники тратят большое количество энергии для нагрева. Еще один минус – зависимость от скачков напряжения;
  • люминесцентные – колбы с нанесенным изнутри специальным покрытием. Оно излучает свет за счет постоянного горения паров, заключенных в колбе. В сравнении с обычными лампами срок эксплуатации этих устройств гораздо более длительный. Очевидный плюс – экономичность. Лампы потребляют в 5-7 раз меньше электроэнергии, чем галогеновые. К минусам можно отнести сложность использования – необходимость применения дополнительных устройств – пускового механизма, стартера. Есть и другие недостатки – мерцание и чувствительность к низким температурам, воздушным потокам и влажности окружающей среды;
  • энергосберегающие – подвид люминесцентных ламп. К перечисленным качествам источников данного типа добавляется спиральная форма и наличие стандартного цоколя. Благодаря этому, лампы можно использовать в обычных люстрах и светильниках без каких-либо дополнительных конструкций;
  • светодиодные – революционные устройства, основанные на использовании светодиодов. В отличие от предшественников не нагреваются и не мерцают, а также хорошо переносят воздействие среды и перепады электроэнергии. Высокая стоимость приборов с лихвой окупается длительным сроком эксплуатации и непревзойденно низким потреблением ресурсов.

Естественный свет и как его регулировать

Прямое попадание в помещение природного света может приносить некоторый дискомфорт. Отражаясь от зеркальных и глянцевых поверхностей, резкие солнечные лучи раздражают зрение. Кроме того, они чересчур сильно нагревают комнату, а это не всегда желательно, особенно летом. Поэтому существуют различные способы для защиты от проникновения дневного света и регулирования его количества.
Традиционно с этой целью используют разнообразные занавески, тюль. Выбор материала зависит от потребностей владельцев помещения. Можно выбрать легкие прозрачные занавески, которые лишь слегка скорректируют освещенность. Или глухие портьеры, которые создают в комнате абсолютную темноту даже в дневное время. В качестве регуляторов света используют жалюзи, рулонные шторы. Существует и более радикальное решение – установить стеклопакеты со специальным покрытием для отражения солнечных лучей. Особенно это актуально для окон в крыше мансардного этажа. А для тех, у кого нет возможности поменять стекла, полно предложений о тонировочной пленке-самоклейке.

Если же света недостаточно, его можно «уловить» с помощью:

  • расширения окон;
  • внедрения в интерьер отражающих поверхностей, светлой отделки и мебели;
  • удаления деревьев и кустов, закрывающих окна.

О светильниках и их размещении

Гармоничный сценарий освещения создают, отталкиваясь от особенностей помещения, направления дизайна. Правильно подобранные акценты позволяют визуально изменить пространство исправить его недостатки и подчеркнуть достоинства.

«Королевой» светодизайна по-прежнему остается люстра. В большой комнате с высокими потолками используют массивные конструкции на длинном подвесе. Невысокие потолки – повод сократить длину шнура или цепочки и направить лучи вверх, создавая иллюзию приподнятых сводов. Точечные светильники могут быть дополнением к «главному украшению» гостиной или выступать в роли «основы» в коридоре или ванной комнате. Бра, споты, торшеры, настольные лампы – служат узкоспециализированным дополнением к основному свету. У каждого из них есть свои определенные обязанности – освещение рабочего пространства, места для отдыха, чтения, приготовления или приема пищи. Светодиодные панели, шнуры, волокно – отличные инструменты для декорирования двухуровневого натяжного потолка или стен. Шнуры, вмонтированные в гипсокартонные ниши, могут быть многоцветными. Для того чтобы изменить цвет, нужно просто нажать кнопку на пульте управления. С помощью светодиодов создают разнообразные узоры, которые сногсшибательно выглядят в ночное время.

Есть ли стиль у освещения?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно присмотреться к приборам, которые помогают свету наполнять помещение. Стиль напрямую зависит от характеристик светильников – формы, цвета, материалов изготовления. В классических интерьерах приветствуются люстры и бра с хрустальными подвесками. В современных царствуют хромированные устройства. Поп-арт заполняют яркие, порой несуразные плафоны. Интерьер загородного дома в стиле прованс «согреют» текстильные абажуры. Лофт немыслим без производственных прожекторов, трековых систем и спотов. Кантри добавляют деревенского колорита кованые или деревянные конструкции. Модерн делают еще эффектнее замысловатые линии и формы. Выбранный стиль оказывает влияние на количество источников света, их мощность и размещение.

Дизайн освещения комнат

Правильная организация освещения – одна из первостепенных дизайнерских задач. Это важнейшая составляющая комфорта и уюта вашего дома. В каждом из помещений действуют собственные правила выбора и установки тех или иных приборов. Свет должен подчеркивать преимущества выбранного дизайна, создавать определенную атмосферу.

Прихожая и коридор

Прихожая, как правило, лишена солнечного света. Использование искусственных источников позволяет превратить мрачный коридор в светлую привлекательную приемную. Громоздкие приборы здесь ни к чему – зачем «съедать» и без того маленькое пространство. К тому же, использовать объемные люстры и торшеры в тесном помещении небезопасно. Целесообразнее разместить здесь потолочную точечную подсветку, а на стене около зеркала повесить бра. Усилит освещенность светодиодная подсветка шкафа или декоративных ниш, а также зеркальная стена.

Гостиная

В гостиной ситуация обратная. Здесь объемная люстра более чем уместна. Поскольку это общая комната, нужно предусмотреть различные сценарии подсветки. Бра над креслом, торшер у дивана, устройство из светодиодного волокна на журнальном столике отлично впишутся в интерьер. Светодиодное оформление с различными программами поможет расслабиться в будний день и украсит праздничную вечеринку.

Спальня

Традиционное оформление спальни предусматривает наличие верхнего света – люстры или встроенных в подвесной потолок устройств, светильников в зоне прикроватных тумбочек и туалетного столика. Помимо этого, используют светодиодную подсветку ниш, шкафов, контура кровати. Особый шик придают комнате театральные зеркала, картины со встроенными лампами.

Организация освещения в квартире – одна из первостепенных задач, которую необходимо решать еще на этапе планировки интерьера. При выборе осветительных приборов нужно задумываться не только об эстетической привлекательности. Помните, что от уровня освещенности жилища напрямую зависит состояние здоровья людей, домашних животных и даже цветов.

Правильное освещение

На эффективность освещения влияют два фактора:

  • Мощность ламп
  • Количество источников света

Варьируя количество светильников, можно удачно отразить световой сценарий помещения.

Для обустройства функциональных зон, например, для отдыха, приема пищи, работы, игр и пр., сочетают осветительные приборы разной яркости. Умелое использование света и тени подчеркивает все достоинства и скрывает изъяны комнаты.

Гостиная

В этой комнате необходим яркий общий свет (200-250 Вт). Исходя из площади, определяют количество локальных источников. Например, если гостиная включает в себя еще и рабочее место, то его дополнительно подсвечивают настольной лампой.


Спальня

Здесь уместно использовать светильник с матовым плафоном или короткую люстру (100-150 Вт). У изголовья кровати с двух сторон размещают бра (60-100 Вт).

Напротив можно поставить напольную лампу или пару менее мощных светильников (40-60 Вт). Такое сочетание способствует созданию спокойной обстановки.

Кухня

Если размеры комнаты маленькие, то общее освещение не обязательно. Лампу рекомендуется смещать ближе к обеденному столу. Светодиодами можно дополнительно подсветить кухонный гарнитур.

Ванная

Необходимо общее освещение. Локальный источник можно повесить над зеркалом. Так как это комната с высокой влажностью, светильники должны быть с плафонами.


Детская

В этой комнате освещение лучше создать с помощью многоточечных светильников. Они не излучают яркого направленного света, что позволяет избежать негативного воздействия на зрение.

Учебный или компьютерный стол оборудуйте настольной лампой. Место для занятий рукоделием, рисованием или чтением осветите с помощью бра или напольной лампы.

Коридор и прихожая

Так как это зачастую маленькие и узкие помещения, свет здесь нужен яркий и многосторонний. По периметру стен установите светильники. Дополнительно мягким естественным светом можно выделить зеркало.

Для современного освещения квартир важно учитывать цветопередачу источников. Это позволит уютно обустроить все комнаты и не допустит искажения цвета предметов интерьера. Оптимально использовать лампы с индексом Ra- 100. Такое свет позволяет наиболее точно отобразить цвета. Чем ниже значение показателя, тем хуже цветопередача.


Если вы так и не определились, как именно сделать освещение в квартире, просмотрите фото в сети и наверняка у Вас возникнут идеи. В обратном случае можно нанять дизайнера, и он решит эту проблему.

В случае возникновения проблем со световой схемой Вы можете обратиться за консультацией к светотехнику, он расскажет, как правильно рассчитать освещение и даст дельные советы. Помните, что с помощью света вы можете сделать из неприметного жилища шедевр. Не бойтесь экспериментировать!

Фото освещения в квартире

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх