Программа внеурочной деятельности «Юный правовед. Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный правовед" Программа юный правовед

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный правовед» разработана на основе следующих нормативных документов


  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

  • Устав МБОУ «Тимошинская СОШ».

  • Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности.

  • Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей 9письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16 – «Внешкольник» №9 - 2003
Занятия кружка направлены на формирование правовой компетентности у учащихся.

Актуальность изучения правовых вопросов обусловлена рядом причин:

необходимостью формирования правовой культуры молодого гражданина, коренными изменениями, сопутствующие становлению гражданского общества и формированию правового государства.

В условиях построения в России правового государства стремительно возрастает роль права – главного регулятора общественных и гражданских отношений. В современных условиях правовая подготовка становится обязательной и принципиально значимой составной частью общей образовательной подготовки школьников.

Новизна курса заключается в использовании краеведческого материала при решении практических задач.

Возрастная группа учащихся – 9 ,10 , 11 кл..

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность одного занятия – 40 минут, 1 раз в неделю.

Цель изучения данного курса «Юный правовед» - формирование правовой культуры гражданина.

Задачи –

Овладение системой знаний по основам важнейших отраслей права;

Формирование умений решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, с правовой точки зрения;

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Форма работы – индивидуальные,групповые,парные.

Методы – практические работы,исследовательская деятельность,решение задач,ролевые игры, составление опорных конспектов, встречи с представителями правовых структур.

Учебно – тематический план




Наименование темы

Теория (час.)

Практика

(час.)


Всего часов

1.

Теория государства и права

1

1

2

2.

Теория происхождения государства и права

1

1

2

3.

Конституционное право

1

1

2

4.

Государственное управление в РФ

1

1

2

5.

Права и свободы граждан в РФ

1

1

2

6.

Гражданское право

1

1

2

7.

Право собственности

1

1

2

8.

Семейное право

1

1

2

9.

Правовое регулирование трудовых отношений

1

1

2

10.

Трудовой контракт

1

1

2

11.

Охрана труда молодёжи

1

1

2

12.

Уголовное право

1

1

2

13.

Уголовная ответственность

1

1

2

14.

Административное право

1

1

2

15.

Основы аграрного и экологического права

1

1

2

16.

Образовательное право

1

1

2

17.

Право и мы

1

1

2


Итого

17

17

34

Содержание

Раздел 1. Основы государсва и права. (4 часа)

Тема1: Государство и право-2ч

1.Понятие о праве и правовых явлениях.Цель и функции права.

2.Источники права и система права.

3.Правовые нормы:виды,структкра,порядок действия.

4.Понятие о государстве и его функциях.

5. Рассматриваются признаки правового государства.

Рассматриваются понятия «право и «государтво»,характеризуются цели и задачи права,его функции в современном обществе.Анализируются источники права.Раскрываются признаки государства,его функции.Рассматриваются признаки правового государства.

Тема2:Теория государства и права -2 ч

1.Теории происхождения государства:

Теологическая теория

Патриархальная теория

Теория общественного договора

Теория насилия

Ирригационная теория происхождения государства

Органическая теория

2. Теория происхождения права:

Психологическая теория происхождения права и государства

Естественно-правовая теория

Нормативистская теория происхождения права

Историческая школа права

Классовая теория происхождения государства и права

Анализируются следующие теории происхождения государства и права: теологическая,патриархальная,теория общественного договора историческая школа права,психологическая,органическая,марксистская,нормативистская,теория естественного права.

Раздел 2.Основы конституционного права в России. (6 часов)

Тема 3: Конституционное право(2 ч.) :

Конституция –основной закон РФ

Основные принципы конституции РФ

Тема 4: Государственное управление в РФ(2 ч.) :

Государственное устройствоРФ

Президент РФ

Законодательная власть в РФ

Исполнительная власть в РФ

Судебная власть в РФ

Местное самоуправление в РФ

Рассматривается деятельность органов законодательной,исполнительной судебной власти в РФ,их полномочия и компетенция.Характеризуется институт президенства в РФ.

Тема 5.Права и свободы граждан в РФ (2 ч.) :

Система прав и свобод личности

Права граждан в РФ

Обязанности граждан РФ

Раскрываются основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ.На основе текста Конституции РФ анализируются личные,политические,экономические,экономические,трудовые,социальные права,права в области образования и культуры,в области правосудия

Раздел 3. Основы гражданского законодательства. (4 часа)

Тема 6. Гражданское право (2 ч.) :

Нормы и источники гражданского права

Функции и принципы гражданского права

Обьекты гражданского права

Субьекты гражданского права: физические и юридические лица

Договор

Раскрываются цель и задачи гражданского законодательства,его основные принципы.Анализируются обьекты гражданского права:вещи,деньги,ценные бумаги,информация,нематериальные блага.Характеризуются субьекты гражданского права:физические и юридические лица.Раскрываются понятия «правоспособность» и «дееспособность»,виды дееспособности.Проводится классификация юридических лиц.

Тема 7. Право собственности (2 ч.) :

Определение права собственности

Приобретение права собственности

Прекращение права собственности

Характеризуются основные компоненты права собственности:владение,пользование и распоряжение.Раскрываются условия возникновения права собственности,его реализации и прекращения.Анализируются права и обязанности собственника

Раздел 4. Семейное право (2ч.) :

Тема 8. Семейное право(2ч.)

Нормы семейного права

Семейные правоотношения

Защита семейных прав

Раскрываются понятия «семья» и « брак».Характеризуется брачный контракт,Условия вступления в брак и его расторжения.Анализируются права и обязанности родителей и детей.

Раздел 5. Основы трудового законодательства (6часов).

Тема 9. Правовое регулирование трудовых отношений (2ч.) :

Источники трудового права

Трудовые правоотношения

Характеризуются цели,задачи и принципы трудового законодательства.АнализируетсяТрудовой кодекс РФ.Раскрываются права и обязанности работников и работодателей

Тема 10. Трудовой контракт (2ч.) :

Определение и содержание трудового контракта

Виды трудовых контрактов

Порядок заключения трудового контракта

Порядок расторжения трудового контракта

Раскрывается понятие «трудовой контракт».Характеризуютсявиды контрактов.Анализируется порядок устройства на работу и порядок увольнения

Тема 11.Охрана труда молодёжи (2ч.) :

Нормы трудового законодательства, регламентирующие труд молодёжи

Льготы для работников, совмещающих работу с обучением. Характеризуются права несовершеннолетних работников. Раскрываются льготы, предоставляемые работникам совмещающим работу с обучением

Раздел 6. Уголовное законодательство РФ (4 часа) .

Тема 12. Уголовное право (2ч.) :

Нормы и источники уголовного права

Уголовно-правовые отношения

Уголовно – правовая ответственность

Характкризуются цели, задачи и принципы уголовного закоодательства.Раскрываются понятия «преступление» и «уголовная ответственнсть».Анализируются виды и категории преступлений,виды уголовной ответственности.Характеризуются обстоятельства смягчающие,отягчающие и исключающие уголовную ответственность.

Тема 13. Уголовная ответственность (2ч.) :

Обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответсвенность

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Принудительные меры медицинского характера

Раскрываются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства смягчающие,отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Раздел 7. Административное право (2ч.)

Тема 14.Административное право (2ч.)

Сущность,предмет и метод административного права

Нормы административного права

Субьекты административного права

А дминистративное правонарушение и административная ответственность Характеризуются цели,задачи,и принципы административного законодательства. Раскрываются виды административных правонарушений и административной ответственности.

Раздел 8. Основы аграрного и экологического права (2ч.)

Тема 15. Основы аграрного и экологического права (2ч.)

Предмет, цели, задачи и принципы экологического права

Источники экологического права

Права граждан в области экологии

Ответственность за экологические правонарушения

Характеризуются цели,задачи экологического права.Раскрываются принципы экологического права.Анализируются права граждан в области экологии и ответственность за экологические правонарушения.

Раздел 9. Образовательное законодательство РФ (4 часа)

Тема 16. Образовательное право (4ч.):

Образовательное право: предмет и структура

Задачи и функции Образовательного права

Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования

Особенности регулирования финансовых отношенийв сфере образования

Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Характеризуются цели,задачи и принципы образовательного законодательстваюРаскрываются особенности управленческих,финансовых,трудовых отношений в сфере образования.

Тема 17. Право и мы (2часа)

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу

Контрольная работа

Учебно-методические средства обучения:

Литература:

Алексеев С,С, Государство и право.Начальный курс.М.1994

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Кудымкара

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Юный правовед»

для 6 класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Никитина Ирина Васильевна

учитель истории и обществознания

Кудымкар, 2017

Пояснительная записка

Закон " Об образовании в РФ" и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Актуальность дополнительной образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Цели:

Формирование правовой культуры у младшего школьника и элементарных представлений об обществе в целом;

Задачи:

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

Расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Рабочая программа «Юный правовед» рассчитана на учащихся 6-ых классов,

на 1 часа в неделю, что составляет 30 часов в год.

1.Вводное занятие.

Вводный инструктаж по Т/Б.

Практика: игра - путешествие в знания правоведения.

Цель: проверить знания обучающихся по правоведению.

2.Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме.

Практика: путешествие в страну прав. « По праву хочу всё знать!». Правовая ассамблея сказочных героев. Викторина «Ваши права».

Цель: способствовать расширению знаний статей Всеобщей Декларации прав человека.

3.На приёме у госпожи Конвенции.

Практика: инсценировка статей. Информационно- познавательные занятия со спортивными элементами.

Цель: способствовать расширению знаний статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

4.Кто я?

Практика: игра «Кто я?»

Цель: способствовать формированию понимания ребёнком своей социальной роли в семье и обществе.

5.Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Практика: психологический тест.

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, доверие, уважение и взаимопонимание.

6.Принятие решений в семье.

Практика: анализ истории «Как мы боролись с тройками», «Наша собака». Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно».

Цель: способствовать формированию умений анализировать вместе с родителями семейные проблемы и принимать решения.

7.Конфликтные ситуации в семье.

Практика: дискуссия «Микрофон».

Цели: обеспечить усвоение детьми понятий, которые приводят к конфликтным ситуациям.

8. «Мост доверия»

Цель: обеспечить усвоение детьми нравственных понятий, которые служат «мостом доверия» в человеческих отношениях.

9.Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.

Практика: конкурсы, игры.

Цель: способствовать пониманию обучающимися. Что от их поступков и поведения в целом зависит настроение, состояние здоровья близких им людей.

10.Наш класс. Мы договариваемся.

Практика: разминка «Верёвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками.

Цель: способствовать укреплению чувства «мы» в классе, приблизить к пониманию смысла общественного договора, на основе этого выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

11.Настроение другого человека.

Практика: творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?»

Цель: содействовать осмыслению того, что залогом дружеских отношений является умение контролировать своё настроение и учитывать настроение друзей.

12.Я – ты - мы.

Практика: разминка «Угадай-ка». Загадки о человеке. Работа с понятием «человек».

Цель: способствовать закреплению понятия «индивидуальность» и главного вывода. Что моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

13.Берегите Землю!

Практика: творческая работа «Цветы в рисунках». Викторина. Загадки. Игра- путешествие «Встреча на полянке».

Цель: научить познавать окружающий мир и бережно относиться к природе.

14.Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Практика: викторины «Я и ПДД», «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!». Эстафета «Дисциплинированные пешеходы»

Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка.

15.Итоговое занятие: «Правовой турнир»

16.Мораль и право.

Практика: диагностическая игра «Я и общество»

Цель: выявить отношение обучающихся к нормам морали и права, изучаемых в программе.

17.Гражданин и его права.

1. Понятия «гражданин» и «обыватель»

Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?»

Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин.

Поведение человека в рамках закона.

Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки».

Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер.

Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация прав человека

Практика: диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку»

Цели: обеспечить усвоение прав ребёнка на основе образного и ассоциативного мышления; оценка поступков сказочных героев в соответствии со статьями Конвенции(с использованием кукол); проверить уровень знаний обучающихся некоторых статей Конвенции.

Первый документ человека.

Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив.

Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении.

Право на имя.

Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей.

Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени.

18.Гражданин- это личность

1. Достоинства и недостатки.

Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель»

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека.

2. Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла.

19.Гражданин и общество.

1. Что такое общество? Что такое нация?

Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?»

Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества.

2. Моя семья.

Практика: знакомство с семейным кодексом. Семья и закон. Разминка «Мои родные»- составление генеалогического дерева.

Цели: формировать понятие о складывании семейного бюджета; расширить знания о родственниках и членах своей семьи.

3. Моя школа.

Практика: школа глазами детей. Ролевая игра «Если бы был директором…». Диспут «Права ребёнка в школе»

Цели: способствовать пониманию сложности управления школой и выявить детские проблемы в школе; познакомить с правами обучающихся в школе и методами защиты прав ребёнка в школе.

Мои друзья.

Практика: игра «Крушение корабля»

Цель: создание ситуации, способствующей познанию цены дружбы.

20.Жизнь даётся один раз.

Практика: конкурс на составление словесного портрета курильщика, пьяницы, наркомана, спортсмена.

Цели: показать, что вредные привычки сокращают жизнь; определить, какие качества человека приближают его к вредным привычка, а какие отдаляют, и почему?

21.Правонарушения.

1. Причины и виды правонарушений.

Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Игра «Юридическая консультация»

Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний(занятия проводятся с элементами кукольного театра).

2. Что такое ответственность и наказание.

Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости».

Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности, наказания на конкретных примерах.

22.Гражданин и государство

1.Власть и государство.

Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…»

Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам.

2. Что должно защищать государство?

Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя»

Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека.

3. Что такое федерация?

Практика: знакомство с фантастической страной по рассказу Е.С.Римара «Кость и хлеб».

Цель: способствовать формированию у обучающихся умения найти выход из трудного положения для народа фантастической страны.

4.Гимн. Герб. Флаг.

Практика: конкурс на лучший эскиз герба г. Пугачёва.

Цель: обеспечить понимание значимости государственной символики.

23.Обобщающие занятия.

1. Итоговое занятие

В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе.

Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности.

Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие.

Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:

Словесный метод (беседа, лекция, чтение, рассказ);

Метод социальных проектов;

Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами, просмотр видеофильмов, экскурсии);

Игры (дидактические, ролевые с фрагментами кукольного спектакля, развивающие, познавательные);

Проблемно - поисковый метод (создание и решение проблемных ситуаций);

Самостоятельная работа (выполнение задач по праву);

Метод контроля (тесты, викторины ит.д.).

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Основные формы проведения занятий:

Практические занятия;

Наблюдение;

Экскурсия;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ролевые игры;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Творческие работы (рисование);

Массовые мероприятия.

Формы контроля:

Диагностическая игра;

Контрольное занятие;

Проверочная работа;

Психологический тест.

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

Понятия «Декларация», «Конвенция», «добро и зло», «человек», «личность»;

Свои социальные роли;

Права и обязанности;

Правила дорожного движения.

Основные понятия: гражданин, закон, правопорядок, личность;

Права ребёнка;

Защита закона;

Суд, прокуратура;

Президент.

Должны уметь:

Оценивать свои поступки, прогнозировать их возможные последствия;

Защищать свои права при участии родителей;

Принимать несложные решения в различных ситуациях;

Ценить дружбу;

Беречь природу.

Работать с документами;

Осознанно пересказывать некоторые статьи Конвенции и Декларации;

Давать оценку поступкам с позиции права; объяснять основные правовые понятия.

Диагностический и контрольный материал:

1.Диагностическая игра по станциям "Мы с вами знакомы".

2.Тест-рисунок "Моя Родина".

3.Тест - рисунок "Я и моя семья".

4.Тест - рисунок "Наш класс".

5.Контрольное занятие - "Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе".

6.Психологический тест "Взаимоотношения в семье ".

7.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

8.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

9.Диагностический тест "Юный правовед".

10.Контрольный тест "Я и власть".

11.Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...".

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

Кол-во часов

Форма занятия

Тема занятия

Форма контроля

практика

Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б. Знакомство с планом работы на год.

путешествие

Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме.

лекция с элементами игры

На приёме у госпожи Конвенции

кроссворд

психологический тест

Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Принятие решений в семье.

дискуссия

Конфликтные ситуации в семье.

«Мост доверия»

картинная выставка

конкурсы,

Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.

дискуссия

Наш класс. Мы договариваемся.

творческая работа

дискуссия

Настроение другого человека.

Я – ты - мы.

викторина

Берегите Землю!

творческая работа

викторина

Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

картинная выставка

викторина

Итоговое занятие: «Правовой турнир»

диагностическая игра

Мораль и право.

кроссворд

дискуссия

Гражданин и его права.

Гражданин - это личность

викторина

Гражданин и общество.

творческая работа

Жизнь даётся один раз.

Правонарушения.

тест с элементами беседы

Презентация

викторина

Гражданин и государство

Гражданин, общество, государство.

творческая работа

викторина

Гражданин и правонарушения.

кроссворд

Человек и основной закон РФ.

ребусы, рисунки, кроссворды

творческая работа

викторина

Конституция РФ и ее роль в жизни общества.

дискуссия

Школа и закон.

ребусы, рисунки, кроссворды

беседа, письменная работа

Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...".

Итоговое занятие

Игра «Звёздный час» по теме «Наши права»

Список литературы:

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.

2. Изучение правил дорожного движения: сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград, учитель,2007.

3. Конституция РФ.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

6.Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998.

9. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора директор специальной

по ВР (коррекционной) (коррекционной) школы-

школы-интерната №12 РАССМОТРЕНО интерната №12

на педагогическом совете

протокол № 6

От 28.08.2015г. ______________________

Е.В.Курочкина И.А.Голубева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный правовед»

для учащихся 9 класса

Учитель: Грушко Наталья Александровна

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2часа

Паспорт Программы

Наименование

Программы

Адаптированная образовательная программа кружка «Юный правовед» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ школа-интернат №12 VIII вида

Основания для разработки Программы

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Конвенция о правах инвалидов

    Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Координатор Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКС(К)ОУ школе-интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения через структуру дальнейшего образования.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и крепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2015-2016 учебный год

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:

привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения;

привитие доброжелательности;

терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющимся социальном окружении.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.

Система организации контроля исполнения Программ

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по ВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Виды деятельности

5. Методы реализации программы

6. Материальное обеспечение программы

7. Календарно-тематическое планирование

8. Содержание деятельности

9. Литература

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с документами:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

3. Конвенция о правах инвалидов.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ».

6. Федеральная целевая программа «Дети России».

7. ФЗ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно в школе учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Данная программа направлена на то, чтобы:

А) воспитать социально активных и законопослушных граждан;

Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

В) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.

Цели:

Воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Содержание:

Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.

Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. РФ – полноправный член мирового сообщества. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на

равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии.

Социальные права. Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права. Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права. Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности.

Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.

Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.

Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

Ожидаемые результаты:

К концу года должны знать:

Права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

Материальную ответственность;

Гражданско-правовую ответственность;

Административную ответственность;

Ответственность, вытекающую из трудовых отношений;

Основные правила обращения с юридическими документами.

Должны знать и уметь:

Права несовершеннолетних детей;

Права и обязанности родителей;

Правовой статус личности;

- заключать мелкие бытовые сделки;

Применять законы на практике.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юный правовед»

п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вводное занятие. Задачи и содержание кружка.

Конституция. Основы конституционного строя.

Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников.

Ст.2.1 АК РФ Административное правонарушение.

Права детей – забота государства.

Ст.2.2. АК РФ Форма вины.

«Что в имени тебе моем?»

Ст.2.3. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность.

«Чтобы достойно жить».

Ст.3.2. АК РФ Виды административных наказаний.

Умей сказать «Нет».

Ст.6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и наритков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

Моя жизнь. Мои права.

Ст.130 УК РФ Оскорбление

Право и жизнь.

Ст.165,167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение, повреждение имущества.

От безответственности до преступления один шаг.

Ст.282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д.

Правовая самостоятельность.

Ст.63 СК РФПрава и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Мы – граждане великой России.

Ст. 213 УК Хулиганство.

Моя Родина- Россия.

Ст.116 УК Побои.

Правовой турнир.

Закон и правопорядок.

Мой взгляд.

Я имею право…

Нет! – Дороге в ад.

Суд над хулиганством.

Сказка ложь, да в ней намек.

Паспорт.

Заключение трудового договора.

Трудоустройство- надежный выход.

Толерантность и мы. Подведение итогов.

Кружок «Юный правовед», руководитель Н.А.Грушко

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс, Москва, 2013г.

2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 2000г.

3. Жилищный Кодекс, Москва, 2011г.

5. Конвенция Прав ребёнка.

6. Конституция Российской Федерации.

7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г.

8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г.

9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2013г.

10. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2013г.

11. Уголовный Кодекс, Москва, 2013г.

12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2013г.

Пояснительная записка

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Цели курса:

Формирование правосознания и правовой культуры, изучение основ законодательства;

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Осознание необходимости соблюдения закона;
- ребенок должен понять, что он полноправный гражданин страны, который обладает определенными правами и обязанностями;
- воспитание патриотизма, уважения к другим людям и чувства собственного достоинства;

Развитие творческих способностей, речи, памяти, коммуникативных навыков и умения самостоятельно принимать решения.
В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - , так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности

Основные формы проведения занятий:

Практические занятия;

Наблюдение;

Беседа;

Экскурсия;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Тесты;

Творческие работы (рисование);

Массовые мероприятия.

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Кроме этого, детки учатся выступать перед своими одноклассниками и друзьями, проводить учебно-исследовательскую деятельность, работать самостоятельно и в группах.

Современная школьная программа требует от своих учеников дополнительных знаний и умений. Для того, чтобы человек мог уверенно чувствовать себя в обществе, он должен обладать своей собственной позицией, быть интеллектуально развитым и уметь поддержать любую тему разговора. Как известно, основы всей будущей жизни ребенка закладываются именно в детстве. Возможность посещать различные кружки и секции – неоценимый вклад в его жизнь! «Юный правовед» - это курс, который позволит узнать ребенку много нового о своей стране и ее законах. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Учебно – тематический план

Всего часов

В том числе

теория

практика

Раздел I . Закон - один для всех.

Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование.

Что такое вина? Что такое ответственность?

Виды правонарушений

Действие и бездействие. «Борьба с безразличием»

Закон для нас. Закон внутри нас.

Служба доверия

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Раздел II . Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

«Мы и наши права» (по материалам
Конвенции ООН о правах ребенка).

Конституция РФ. Дети под защитой государства.

Я гражданин своей страны. Беседа

Мои документы

Мой дом - моя крепость.

Жизнь в неволе (рабство).

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

Честь и репутация

Подготовка буклета «Права ребенка»

«Дети и терроризм» - беседа. Проект «Мы против насилия!»

Оформление стен газеты «Мы против насилия!»

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.(среди 5-х кл)

Раздел III . Знакомство с профессиями

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по
делам несовершеннолетних (планируется встреча с инспектором по делам несовершеннолетних)

Профессия - юрист

«Мудрые мысли»

Раздел IV . Экологическое право

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?»

Правовая игра «Большой круг»

За первый год занятий кружка учащиеся должны:

Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

Усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел. прокуратуры, адвоката, нотариуса.

- Официальный сайт Консультант Плюс

- Информационно-правовой портал Гарант.ру

-Информационно-правовая система Кодекс

- Официальный интернет-портал правовой информации

- Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения

- Портал государственных услуг

- Официальный сайт Президента Российской Федерации

- Официальный сайт Правительства Российской Федерации

- Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

- Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- Портал «Президент России – гражданам школьного возраста»

Список литературы

I . Нормативные источники

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. М., 2015

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

II . Литература

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012.

2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010.

3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012.

4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013.

5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012.

6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012.

Приложение

В нашей стране каждый ребенок, пришедший в школу учиться, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

    получить качественное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом;

    ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

    обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

    получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

    бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

    получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

    свободно выражать своё мнение;

    участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

в случае пропуска занятий предъявлять классному справку от врача или объяснительную записку от родителей;

выполнять распоряжения и требования директора, руководства, учителей и других работников школы;

относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

предъявлять дневник по требованию учителя;

записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей и внешнего вида строгому деловому стилю;

заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека , немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории.

Права и обязанности школьников находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах ребенка, принятой ООН.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх