Сочинение Пушкин А.С. Cочинение «Светское общество в романе «Евгений Онегин Почему онегин имел успех в светском обществе

Сочинение Пушкин А.С. - Евгений Онегин

Тема: - Личность и общество в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1)

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.

Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы

Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.

Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была

Одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.

Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.

Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Что сближает автора с его героем? Прежде всего, - жизненные обстоятельства. Автор и герой - люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «условий света...бремя». Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него - «несносный, хоть невинный вздор».

Именно здесь автор сближается с Онегиным, открывает в герое симпатичные ему черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ними проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин - романтический герой «европейского типа». Автор же - человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития - в русской культуре.

Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, родственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Для автора же дом и семья - это самые главные ценности в жизни.

Для Онегина «вольность и покой - замена счастью». Для автора счастье - «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» - все то разнообразие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

2.2. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Грушницкий дается в романе глазами Печорина, который довольно иронично относится к «приятелю». Оба героя являются участниками военных действий на Кавказе. Они встречаются в Пятигорске, куда их направили из действующего отряда на отдых и лечение. Печорин немного старше Грушницкого, но его чувство превосходства над приятелем продиктовано не возрастом и даже не офицерским чином, о котором мечтает Грушницкий. Во-первых, Печорин на всех посматривает свысока и никто не может серьезно противостоять ему, а во-вторых, Грушницкий действительно заслуживает насмешки. Проницательный Печорин сразу видит все его мелкие слабости: боязнь показаться слишком юным, вычурность речи, страсть к готовым пышным фразам «на все случаи жизни». Таких людей «просто прекрасное не трогает», и они «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». И все-таки может показаться странным заявление Печорина: «...мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Почему какой-то смешной позер Грушницкий вызывает у Печорина резкое чувство антипатии? Наверное, потому, что Печорин видит в Грушницком карикатуру на самого себя. То, что говорит Грушницкий, по-настоящему переживает Печорин. Грушницкий притворяется разочарованным и скучающим, потому что это модно, а Печорин действительно разочарован и не может избавиться от смертельной скуки. Для него хандра не поза, а несчастье всей жизни. Поэтому конфликт между ними неизбежен.

2.3. Каково отношение Н. В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»?

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

2.4. Каковы представления Г. Р. Державина о сущности поэтического творчества?

Тема поэта и поэзии - традиционная тема русской литературы. О сущности поэтического творчества писали Пушкин и Лермонтов, Некрасов и поэты серебряного века. Встречаем эту тему и в творчестве Державина. Программным произведением Державина стало стихотворение «Памятник». Главная тема стихотворения - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. "Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» - такова сила поэтического искусства. И последняя строфа стихотворения - традиционное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин благодарен своей Музе, и хотя и не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия..

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: .

Одну из ключевых в романе "Евгений Онегин" играет светское общество в роли российской аристократии.

Как и каждое общество, оно расположено выше на несколько ступеней окружающих из-за своего развития. Но, оно в принципе ничего не делает, так как не может отыскать в себе силы и возможности что-то реализовать.

Петербургское общество предстаёт в романе перед читателем с ноткой сарказма, иронии. Онегин сам входит в это общество. Но в то же время, описывая кабинет Онегина, Пушкин уделяет внимание тому, что, даже входя в это общество, Онегин, как и другие молодые люди, потихоньку отделяются от традиций их, потому что имеет более новое, другое воспитание.

Поместное же дворянство нравится самому автору в описании. Оно описано достаточно красочно и широко, в нём до сих пор присутствует непринуждённость, самая суть людской природы. Люди, что входят в это общество, ближе всего расположены к простым людям по своему домашнему обиходу и мироощущениям. Одними из самых ярких представителей поместного дворянства были родной дядя Онегина, семья Лариных. Но такое общество очень далеко от идеала, так как в нем нет каких-то определяющих потребностей. То же самое касается и интересов. К такому же обществу можно и отнести Ленского.

Меньше всего в романе Пушкин уделил внимания Московскому обществу. Можно лишь сказать одно, что здесь общество всегда выделялось своей патриархальностью. Спустя довольно-таки продолжительное время общество Москвы не изменяется. Оно остаётся таким же по своим обычаям и традициям, спокойным. Но даже внутри общества происходит какое-то людское движение, веселье и переполох. Выделяя более собирательное из Московского и Петербургского, таким оказывается именно первое.

Во многих фразах читателю дают понять, что за красивой обложкой прячется распущенность каждого общества. Но иногда и в таком обществе попадают люди интригующие собой и интересные для общения. И это не зависит от города.

Говоря о влиянии какого-то общества на человека, то оно ничего не говорит. Именно человек сам для себя решает какие нравы и законы ему принимать. Общество неоднородно, но именно таким оно и должно быть.

Сочинение Светское общество (Евгений Онегин)

По описанию Пушкина светское общество представляет собой пространство декаданса и не несет практически никаких положительных характеристик. При этом светское общество служит для того чтобы оттенить, если не идеалы, то альтернативу этому светскому обществу.

Вообще, если посмотреть на историю России, то практически всегда высший свет ориентируется на другие государства. Как правило, более развитые и таковые существуют практически всегда и практически всегда Россия смотрит на Европу и Запад и хочет подражать этому образу своеобразного парадиза. Даже сейчас мы видим активное подражание американской и европейской культуре, во времена Пушкина более в почете были Франция и Англия, разницы в этом не много.

Для того чтобы выполнить сравнение, Пушкин вводит своеобразные пары противоположностей: Ларина младшая и светские дамы, Полина Ларина и княжна Алина и много других вариантов. Светские дамы в отличие от Татьяны Лариной склонны к пустым развлечениям, а она – более вдумчивая натура, глубокая как загадочная русская душа. Княжна Алина без семьи и цели, доживает свои годы в болезни и тоске, потратив лучшее на развлечения и светские приемы, а Полина воспитала дочек и хотя стала более простым человеком, но счастлива работать в деревне и вести хозяйство.

Таким образом Пушкин как бы ненавязчиво намекает к чему ведет подобное подражание и вообще приверженность вкусам высшего света, который на самом деле обладает только внешним лоском, а по содержанию: скука, страсть к развлечениям и бесцельное шатание. Тем не менее, автор не делает существенного различия между светскими людьми в деревне и городе. Просто деревенские люди, такие как например Зарецкий, более грубы и даже более подлы, но в этом сочетается мода светского общества с грубостью простого деревенского человека.

Резюмируя, следует отметить довольно негативное отражение светского общества в этом романе. Пушкин иронизирует и проводит довольно четкую сатирическую канву повествования, которая выставляет светских людей по большей части не особенно интересными и достойными. Мне кажется, таким образом он хотел предостеречь своих современников, да и остальных людей от чрезмерного увлечения пустыми развлечениями и бездумным досугом, а также указать на наличие собственной (пусть и простой) культуры (народной, но настоящей и вполне пригодной даже для помещиков) в нашей стране.

Несколько интересных сочинений

  • Любовь в произведении Горе от ума Грибоедова сочинение

    Тема любви в данном произведении является ключевой. В начале комедии мы наблюдаем сцену так называемой любви между Софьей и Алексеем. Софья увидела в нем идеал и возвела на пьедестал.

  • Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

    В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку

  • Сочинение Любовь в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Тема любви является одной из наиболее важных в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», поскольку для раскрытия такого «героя», которого хочет описать нам автор, характеристика его взаимоотношений

  • Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана

    В сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» главными персонажами являются маленькая девочка по имени Мэри и Щелкунчик.

  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

Понимание человека Пушкиным сказалось не только при создании образа Онегина, но и почти всех остальных. Таков был у Пушкина главный принцип создания характеров. Как художник-реалист, он понимал, что эти естественные и как бы вечные человеческие свойства предстают неодинаковым образом у людей разных возрастов, эпох или национальностей. Ведь в разные эпохи человек формируется под воздействием несходных социально-исторических обстоятельств! Но значит ли это, что человек остается неизменным - даже при одних и тех же условиях бытия? Вот тут Пушкин вплотную подошел к художественному открытию, которое в полной мере развил впоследствии Л. Толстой и которое прославило не только его имя, но и всю русскую литературу. Чернышевский через четверть века после Пушкина назовет это «диалектикой души». В его понимании это означало самодвижение, развитие человеческой души вследствие борьбы и преодоления внутренних противоречий. Вот как это выглядело в романе Пушкина.

Светская толпа вокруг Онегина не переменилась. Остался неизменным образ жизни. Одни и те же впечатления входят в его сознание. Одни и те же речи он принужден вести. Среда воздействует на него в одном и том же направлении. Означает ли это, что и он должен вечно оставаться молодым повесой? С точки зрения Пушкина, это невозможно. Почему? Потому что юность миновала. Онегин приблизился к поре зрелости. Жизненной необходимостью стала потребность в осмыслении окружающего мира и самого себя. Бездумное наслаждение уже не радует, потому что в нем ощущается принудительность. Он должен быть как все! А он не хочет и уже’ не может оставаться безликим или исполнять надоевшие ему роли.

На протяжении двадцати двух строф Пушкин изобразил, как у Онегина начинается духовное опустошение. Бодро отправляется он на бульвар, но далее все положенное на день совершается с чувством возрастающей усталости. И уже под утро он возвращается домой полусонный и обессиленный. Вечный праздник жизни уносит не меньше сил, нежели деятельный труд. Вот так Онегин созрел для новой роли пассивного романтика. Но почему именно романтика, причем пассивного, а не другого типа? Тип романтика, драпировавшегося в плащ байроновского Чайльда Гарольда, уже сложился к началу 1820-х годов. Увлечение им было повсеместным на Западе и в России. Быть или казаться разочарованным романтиком - это для тех лет было так ново и модно, что сразу же выделяло из толпы заурядных повес. Были творчески одаренные романтики. Были романтики активные, стремившиеся преобразовать мир и искавшие действенных средств для осуществления своих стремлений. И многие из пассивных романтиков добивались яркого самовыявления: в мечтах, в стихах, в фантастических видениях они преображали мир. Так что по новой роли Онегину полагалось сотворить хоть что-нибудь. И первоначально Пушкин предполагал включить в роман его стихотворные наблюдения и соображения. Но впоследствии «альбом Онегина», якобы обнаруженный Татьяной в барском доме, он удалил из текста романа и оставил короткое замечание об этом эпизоде:

* Отступник бурных наслаждений,
* Онегин дома заперся,
* Зевая, за перо взялся,
* Хотел писать - но труд упорный
* Ему был тошен; ничего
* Не вышло из пера его,
* И не попал он в цех задорный
* Людей, о коих не сужу,
* Затем, что к ним принадлежу.

Только ли отвращение к упорному творческому труду помешало Онегину стать поэтом? Может быть, и таланта у него не было - сильного, яркого, самобытного таланта? Во всяком случае, вариант с альбомом оставлял бы читателя в сомнении. Удалив его, Пушкин тем самым отверг этот путь деятельности своего героя.

Итак, поэтический талант не обнаружен, а потому естественно попробовать себя в науке.

Может быть, окажется у Онегина сильный ум, логика и способность к широким плодотворным обобщениям:

* И снова, преданный безделью,
* В том совести, в том смысла нет,
* Томясь душевной пустотой,
* На всех различные вериги;
* Уселся он - с похвальной цель»
* И устарела старина,
* Как женщин, он оставил книги
* И полку с пыльной их семьей
* Задернул траурной тафтой.

Значит, и эта надежда похоронена. Начитанность - одно, а пытливость ума, исследовательский подход при восприятии мира, умение добираться до корня явлений, неутомимая жажда все знать - это совсем другое. Ум проявляется в обобщении, в умении отыскать сущность вещей и явлений, установить связь между предметами и событиями. Ум открывает новое, начитанность повторяет старое и комбинирует уже известное. Вероятно, Онегин все-таки понимал разницу между ними - потому-то он пытался себе присвоить ум чужой.

Онегин достаточно (умен, чтобы понять необходимость быть во всеоружии европейской учености. Он решил пополнить знания- это верно, но еще не все: он фактически попытался исправить недостатки своего домашнего образования. И скоро понял, что «присвоенные» плоды чужого ума еще не позволяют самому создать новое. В какой мере глубоко и остро осознал это Онегин? Об этом мы можем догадываться. Пушкин показал лишь внешние проявления процесса внутренних переживаний, но они позволяют догадываться о том, что происходит в душе Онегина. Ведь иа протяжении всего нескольких строф изображено, как одна за одной надежды оставляют Онегина. Надежды иа то, чтобы стать значительным, незаурядным или даже выдающимся среди людей зрелых, а не легкомысленных светских повес. Вот в какой последовательности это происходит. В сорок второй строфе сказано:

* Причудницы большого света!
* Всех прежде вас оставил он.

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....

    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...

    В первых же строках романа главный герой, Евге­ний Онегин, характеризуется как человек корыст­ный, заботящийся только о своем комфорте и благо­получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым: Но,...

Светское общество в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Правдивость - одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом и литературном плане.

Великий критик Белинский назвал этот роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Именно в этом произведении А.С. Пушкин одним из первых поэтов решился отобразить читателям общество в том виде, в каком оно находилось в эпоху XIX века. Светское общество в “Евгении Онегине” показано не с самой лучшей стороны. В этом обществе достаточно было нарядно одеваться, сделать прическу. И все тогда начинали считать тебя светским человеком. Так произошло и с главным героем романа Онегиным. Ему наскучила светская жизнь, а общество, которое его окружало, угнетало героя. Эта жизнь убила в главном герое всякие чувства, и нельзя было ему уже куда-либо сбежать от того настроения, которое было у него на душе. Онегин противопоставляется большинству людей этой эпохи, и светское общество его не принимает. Евгений вынужден уехать. Он приезжает в деревню. С этого момента мы переносимся в совсем иную среду, где все было гораздо спокойнее, нежели в городе. Главного героя не приняли и тут, так как он резко отличался от большинства населения деревни. Но и здесь Онегин сумел найти людей, которые его поняли. Здесь он нашел преданного друга Ленского, настоящую любовь Татьяны Лариной. Татьяна выросла замкнутой девушкой, но с огромным воображением, ее душа непрестанно была полна множеством разнообразных чувств:

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты...

Отдав свое сердце Онегину, Татьяна уже никому больше не могла доверить свою тайну, даже своим самым близким родственникам. И не только потому, что она была скрытной девушкой, но и потому, что окружающее ее общество никогда бы не смогло ее понять. Эта ситуация встречается довольно-таки часто и в настоящее время. Окружающее общество не дает возможность человеку развиваться индивидуально: оно либо подстраивает его на свой лад, либо отвергает. Человек становится замкнутым, боится кому-либо довериться.

Это произведение имеет большую историческую значимость. Изучая “Евгения Онегина”, читатель узнает, каким был быт людей, их занятия, привычки, праздники, подробно Пушкин описывает праздничную атмосферу именин Татьяны Лариной, гостей, которые казались ей совсем скучными людьми, танцы:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Наверное, самым ярким примером бесчувственности людей, их неуважения к другим стала смерть Ленского. Ленский был необычным, душевным человеком, но которого, к сожалению, и при жизни не очень-то замечали, а после смерти и подавно забыли про него:

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет;

Один под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет...

Видимо, слишком рано родился Ленский, ведь общество никогда бы не смогло подняться до его уровня.

Москва!.. Татьяна из провинциальной девушки превратилась в знатную даму, выйдя замуж за генерала. И с виду она ничем не отличалась от других женщин. Она смогла этого добиться без особых на то усилий. Жизнь ее круто изменилась... Но счастлива ли была она?..

Роман “Евгений Онегин” имеет огромное значение для русских людей. И как сказал Белинский: “Оценить такое произведение - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности”. И хоть прошло уже два столетия, темы, затронутые в “Евгении Онегине”, остаются актуальными и на сегодняшний день.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх