Сборники нот для классической гитары. Сборники нот для классической гитары Пухоль школа игры на шестиструнной гитаре

На принципах техники Ф.ТАРРЕГА
Автор «настоящей Школы — известный испанский гитарист, педагог и музыковед Эмилио Пухоль Виларруби родился в 1886 году в м. Гранаделья провинции Лерида. Увлекшись гитарой, он в юношеском возрасте становится одним из лучших учеников знаменитого гитариста Франциско Таррега. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта. Став гитаристом-концертантом с мировым именем, он выступает в странах Европы и Латинской Америки. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд с такими артистами, как М. Льобет и А. Сеговиа.

Особенностью Школы является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением нескольких пьес, все упражнения и этюды сочинены автором (с учетом методики Таррега) специально для соответствующих разделов. {Подбор художественных произведений автор предоставляет сделать самим учащимся и их педагогам.) Включая необходимые технические элементы, эти этюды и упражнения в то же креня отличаются своей музыкальностью, что повышает педагогическую ценность труда, делает процесс обучения по нему более целеустремленным и интересным. Эффективность Школы Пухоля подтверждена, в частности, практикой ее использования в ряде консерваторий и других учебных заведений Европы и Америки.
В своей артистической и педагогической деятельности автор Школы использовал главным образом безногтевой способ извлечения звука, считая, что этим способом достигается наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Однако в конце концов он в результате анализа приходит к выводу о том, что ногтевой способ предоставляет исполнителю наибольшие технические {а следовательно, и художественные) возможности. Искусство выдающихся современных гитаристов — А. Сеговиа, И. Прести, Д. Вильямса, А. Диа-са и др. — полностью подтвердило этот вывод. (В связи с этим рассуждения автора о преимуществах безногтевого способа нами сокращены.)

Будучи страстным пропагандистом шестиструнной гитары, Пухоль вместе с тем горячо призывает гитаристов не замыкаться в своем искусстве. Четко проводится мысль о том, что нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры.
Школа задумана автором в пяти книгах. К настоящему времени изданы три из них, перевод которых с французского и испанского языка предлагается вниманию гитаристов Первая книга — вводная, историко-теоретическая; во второй и третьей содержатся четыре практических курса, каждый из которых рассчитан примерно на один год обучения. В связи с большим объемом Школы нами в целях сокращения текста {без ущерба для процесса занятий) опущено несколько глав из первой книги: об интервалах, унисонах, старинных строях, табулатурах, об испанских и французских терминах н знаках, встречающихся в гитарной литературе. Не включены также устаревшие либо малозначительные сведения и некоторые этюды. Пояснения в сносках сделаны переводчиком. Все примечания автора Школы оговорены.
Внимательное ознакомление со Школой ближайшего последователя Таррега и крупнейшего педагога убеждает в том, что выполнение советов и рекомендаций, содержащихся в этом труде, может обеспечить успех обучения.

Составные части гитары
Необходимые качества гитары
Струны.
Диапазон гитары
Гриф и лады
Обозначение струн и пальцев
Аппликатура
Извлечение звука
Как держать гитару
Положение рук
Правая рука
Постановка левой рукн
Советы обучающимся игре на гитаре

ПЕРВЫЙ КУРС

Урок I. Настройка гитары
Урок 2. Защипывание струн указательным и средним пальцами правой руки
Урок 3. Первоначальные действия большого пальца
Урок 4. Чередование указательного и среднего пальцев
Урок 5. Ритмические движения большого пальца
Урок 6. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев
Урок 7. Постановка и первоначальные действия левой руки
Урок 8. Развитие техники большого пальца
Урок 9. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах
Урок 10. Движение в обратном направлении
Урок 11- Звуконзвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах
Урок 12. Движение в противоположном направлении
Урок 13. Дополнение к предыдущему занятию
Урок 14. Чередование безымянного и среднего пальцев
Урок 15. Начальное исполнение баррэ
Урок 16. Движение правой руки в противоположном направлении
Урок 17. Аккорды. Созвучия из двух звуков
Урок 18. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки
Урок 19. Увеличение подвижности пальцев левой руки
Урок 20. Дополнение к тому же движению правой руки
Урок 21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий
Урок 22. Возрастание подвижности большого пальца
Урок 23. Аккорды из трех звуков
Урок 24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух н трех звуков
Урок 25. Восходящее арпеджио из трех звуков
Урок 26. Нисходящее арпеджио нз трех звуков
Урок 27. Подготовка пальцев к исполнению гамм
Урок 28. Начало цикла мажорных и минорных гамм в 1 позиции. Первая группа: гаммы до мажор, соль мажор, рё мажор и параллельные минорные
Урок 29. Вторая группа: гаммы ля мажор, ми мажор, си мажор и параллельные минорные
Урок 30. Третья группа: гаммы фа-диез мажор, до-днез мажор (’энгармонически; равная ребемоль мажору), ля-бемоль мажор и параллельные минорные.
Урок 31. Четвертая группа: гаммы ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, фа мажор и параллельные минорные (окончание цикла гамм на первых четырех ладах)
Урок 32. Ми-мажорная и ми-минорнаи гаммы в максимальном диапазоне в I позиции
Урок 33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-гр пальцев
Урок 34. Независимые, уверенные действия и беглость 2-го и 3-го пальцев
Урок 35. Независимые, уверенные действия н беглость I, 2 и 4-го пальцев
Урок 36. Независимые, уверенные действия и беглость I, 2, 3 и 4-го пальцев
Урок 37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн
Урок 38. Хроматическая гамма в I позиции
Урок 39. Разнообразные движения пальцев левой руки

ВТОРОЙ КУРС

Урок 40. Действия левой руки
Урок 41. Игра в различных позициях
Урок 42. Дальнейшее развитие пальцев левой руки
Урок 43. Одновременные действия большого пальца н других пальцев правой руки
Урок 44. То же движение, но с увеличенной подвижностью большого пальца
Урок 45. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав
Урок 46. Возрастание беглости пальцев левой руки
Урок 47. Возрастание подвижности большого пальца правой руки
Урок 48. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки
Урок 49. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним или безымянным на соседних струнах
Урок 50. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки
Урок 51. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ
Урок 52. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами
Урок 53. Восходящее арпеджио из четырех звуков
Урок 54. Нисходящее арпеджио из четырех звуков
Урок 55. Арпеджио из шести звуков, исполняемое большим, указательным, средним и безымянным пальцами
Урок 56. Восходящее легато
Урок 57. Нисходящее легато
Урок 58. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто
Урок 59. Натуральные флажолеты
Урок 60. Строй ре

Этюды
X. Р. Шуман. Мелодия (переложение для двух гитар)

Часть III
ТРЕТИЙ КУРС
Урок 61. Полный диапазон гитары
Урок 62. Действия левой руки
Урок 63. Скачки
Урок 64. Скольжение
Урок 65. Опережение
Этюд XI
Урок 66. Растяжение пальцев левой руки
Урок 67. Дополнение к предыдущим упражнениям
Этюд XII
Урок 68. Подвижность кисти левой руки
ЭтюдХIII
Урок 69. Баррэ с растяжением пальцев
Этюд XIV
Урок 70. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой рукн
Этюд XV...........
Урок 71. Увеличение подвижности большого пальца
Урок 72. Одновременное исполнение двух звуков при баррэ
Этюд XVI
Урок 73. Защипывание одной и той же струны указательным, средним и безымянным пальцами
Этюд XVII
Урок 74. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах при защипывании верхней струны безымянным пальцем
Урок 75. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах с переносом среднего и безымянкого пальцев на верхнюю струну
Урок 76. Арпеджио из трех звуков, извлекаемых на трех соседних Струнах тремя пальцами
Урок 77. Арпеджио из трех звуков на двух отдаленных струнах и третьей соседней струне. Разъединение указательного и среднего пальцев
Урок 78. Арпеджио из трех звуков на двух соседних струнах и третьей отдаленной струне. Разъединение среднего н безымянного пальцев
Урок 79. Арпеджио нз трех звуков на трех отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев
Этюд XVIII
Урок 80. Защипывание с опорой, без опоры и комбинированное
Этюд XIX
Урок 81. Извлечение трех звуков на двух струнах с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем
Этюд XX

ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС

Урок 82 Извлечение четырех звуков на одной струне указательным, средним и безымянным пальцами
Этюд XXI
Урок 83. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход безымянного пальца на более высокую струну.
Этюд XXII
Урок 84. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну.
Этюд ХХIII
Урок 85. Арпеджио из четырех звуков на трех соседних струнах.

Автор настоящей Школы - известный испанский гитарист, педагог и музыковед Эмилио Пухоль Виларруби родился в 1886 году в м. Граиаделья провинции Лерида. Увлекшись гитарой, он в юношеском возрасте становится одним из лучших учеников знаменитого гитариста Франциско Таррегa. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта. Стал гитаристом-концертантом с мировым именем, он выступает в странах Европы и Латинской Америки. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд с такими артистами, как М. Льобет и А. Сеговиа.

В дальнейшем Пухоль уделяет большее внимание педагогической и научно-исследовательской деятельности. Являясь профессором классов виуэлы и гитары в консерваториях Барселоны и Лиссабона, руководителем курсов старинной музыки и виуэлы в Академии Киджи {г. Сиена, Италия), сотрудником испанского Института музыковедения, Пухоль проделал большую работу по изучению и систематизации материалов, касающихся истории музыки, происхождения музыкальных инструментов, методики преподавания и исполнительского искусства. Им созданы труды о Ф. Таррега, книга «Дилемма звука на гитаре», антология «Испанской гитары живое искусство». Крупная статья Пухоля об истории развития шестиструнной гитары помещена во французской музыкальной энциклопедии Лавиньяка и ля Лоранси. В результате расшифровки табулатур {главным образом испанских авторов) Пухоль смог познакомить современного слушателя со многими неизвестными старинными произведениями. Под его руководством французское издательство «Макс Эшиг» осуществило выпуск «Библиотеки старинной и современной музыки для гитары». Пухолю принадлежит заслуга воссоздания виуэлы 1500 года {он был и первым современные исполнителем на этом инструменте).

Незаурядные способности показал Пухоль и как композитор, опубликовав ряд сочинений для гитары: Иберийская сюита, «Гахира» («Кубинские воспоминания»), «Севилья», концертные этюды и др. Большим мастерством отмечены его аранжировки и обработки классических, современных и народных произведений (пьесы И.-С. Баха, танцы и пьесы И. Альбениса, де Фальи в переложении для гитары соло, дуэта гитар и др.).

Значительную популярность среди широких кругов любителей гитарной музыки приобрело имя Пухоля после выхода в свет его «Рациональной школы игры на гитаре», которая, без сомнения, относится к лучшим и наиболее полным среди известных нам пособий подобного рода. Во введении к своему труду Пухоль справедливо отмечает, что в ранее издававшихся многочисленных школах подробно излагаются трудности игры на гитаре, однако отсутствует главное - описание способа их преодоления. Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «семретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т. д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовке гитариста. Ясное и подробное разъяснение принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только в занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя, что особенно важно в наше время повсеместного распространения гитары.

Особенностью Школы является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением нескольких пьес, все упражнения и этюды сочинены автором (с учетом методики Таррега) специально для соответствующих разделов. {Подбор художественных произведений автор предоставляет сделать самим учащимся и их педагогам.) Включая необходимые технические элементы, эти этюды и упражнения в то же креня отличаются своей музыкальностью, что повышает педагогическую ценность труда, делает процесс обучения по нему более целеустремленным и интересным. Эффективность Школы Пухоля подтверждена, в частности, практикой ее использования в ряде консерваторий и других учебных заведений Европы и Америки.

В своей артистической и педагогической деятельности автор Школы использовал главным образом безногтевой способ извлечения звука, считая, что этим способом достигается наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Однако в конце концов он в результате анализа приходит к выводу о том, что ногтевой способ предоставляет исполнителю наибольшие технические {а следовательно, и художественные) возможности. Искусство выдающихся современных гитаристов - А. Сеговиа, И. Прести, Д. Вильямса, А. Диа-са и др. - полностью подтвердило этот вывод. (В связи с этим рассуждения автора о преимуществах безногтевого способа нами сокращены.)

Будучи страстным пропагандистом шестиструнной гитары, Пухоль вместе с тем горячо призывает гитаристов не замыкаться в своем искусстве. Четко проводится мысль о том, что нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры.

Школа задумана автором в пяти книгах. К настоящему времени изданы три из них, перевод которых с французского и испанского языка предлагается вниманию гитаристов Первая книга - вводная, историко-теоретическая; во второй и третьей содержатся четыре практических курса, каждый из которых рассчитан примерно на один год обучения. В связи с большим объемом Школы нами в целях сокращения текста {без ущерба для процесса занятий) опущено несколько глав из первой книги: об интервалах, унисонах, старинных строях, табулатурах, об испанских и французских терминах н знаках, встречающихся в гитарной литературе. Не включены также устаревшие либо малозначительные сведения и некоторые этюды. Пояснения в сносках сделаны переводчиком. Все примечания автора Школы оговорены.

Внимательное ознакомление со Школой ближайшего последователя Таррега и

крупнейшего педагога убеждает в том, что выполнение советов и рекомендаций, содержащихся в этом труде, может обеспечить успех обучения.

Часть I

Составные части гитары......9
Необходимые качества гитары... 11
Струны........ . . . 12
Диапазон гитары........13
Гриф и лады.........14
Обозначение струн и пальцев.....14
Аппликатура.........15
Извлечение звука........15
Как держать гитару.......16
Положение рук.........17
Правая рука........17
Постановка левой рукн......19
Советы обучающимся игре на гитаре. . 20

Часть II

ПЕРВЫЙ КУРС

Урок I. Настройка гитары......22
Урок 2. Защипывание струн указательным и средним пальцами правой руки... 22
Урок 3. Первоначальные действия большого пальца......... . 24
Урок 4. Чередование указательного и среднего пальцев.........24
Урок 5. Ритмические движения большого пальца.......... .........25
Урок 6. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев.... 25
Урок 7. Постановка и первоначальные действия левой руки........25
Урок 8. Развитие техники большого пальца.... 28
Урок 9. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах......28
Урок 10. Движение в обратном направлении....... 30
Урок 11- Звуконзвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах........31
Урок 12. Движение в противоположном направлении.........32
Урок 13. Дополнение к предыдущему занятию 32
Урок 14. Чередование безымянного и среднего пальцев.....33
Урок 15. Начальное исполнение баррэ. . 34
Урок 16. Движение правой руки в противоположном направлении......36
Урок 17. Аккорды. Созвучия из двух звуков.......37
Урок 18. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки....38
Урок 19. Увеличение подвижности пальцев левой руки..........39
Урок 20. Дополнение к тому же движению правой руки.........39
Урок 21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий.........40
Урок 22. Возрастание подвижности большого пальца.........40
Урок 23. Аккорды из трех звуков.... 41
Урок 24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух н трех звуков..........42
Урок 25. Восходящее арпеджио из трех звуков 42
Урок 26. Нисходящее арпеджио нз трех звуков 44
Урок 27. Подготовка пальцев к исполнению гамм..... .....46
Урок 28. Начало цикла мажорных и минорных гамм в 1 позиции. Первая группа: гаммы до мажор, соль мажор, рё мажор и параллельные минорные...... 47
Урок 29. Вторая группа: гаммы ля мажор, ми мажор, си мажор и параллельные минорные...........48
Урок 30. Третья группа: гаммы фа-диез мажор, до-днез мажор (’энгармонически; равная ребемоль мажору), ля-бемоль мажор и параллельные минорные......49
Урок 31. Четвертая группа: гаммы ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, фа мажор и параллельные минорные (окончание цикла гамм на первых четырех ладах) .....51
Урок 32. Ми-мажорная и ми-минорнаи гаммы в максимальном диапазоне в I позиции.......52
Урок 33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-гр пальцев......52
Урок 34. Независимые, уверенные действия и беглость 2-го и 3-го пальцев.... 53
Урок 35. Независимые, уверенные действия н беглость I, 2 и 4-го пальцев.... 53
Урок 36. Независимые, уверенные действия и беглость I, 2, 3 и 4-го пальцев.... 53
Урок 37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн....54
Урок 38. Хроматическая гамма в I позиции........54
Урок 39. Разнообразные движения пальцев левой руки.........56

ВТОРОЙ КУРС

Урок 40. Действия левой руки.... 57
Урок 41. Игра в различных позициях......59
Урок 42. Дальнейшее развитие пальцев левой руки..........61
Урок 43. Одновременные действия большого пальца н других пальцев правой руки....61
Урок 44. То же движение, но с увеличенной подвижностью большого пальца... 62
Урок 45. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав........63
Урок 46. Возрастание беглости пальцев левой руки...........64
Урок 47. Возрастание подвижности большого пальца правой руки......64
Урок 48. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки.....65
Урок 49. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним или безымянным на соседних струнах.... 65
Урок 50. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки.... 66
Урок 51. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ.........67
Урок 52. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами.........68
Урок 53. Восходящее арпеджио из четырех звуков..........70
Урок 54. Нисходящее арпеджио из четырех звуков..........71
Урок 55. Арпеджио из шести звуков, исполняемое большим, указательным, средним и безымянным пальцами...... 73
Урок 56. Восходящее легато.....75
Урок 57. Нисходящее легато..... 76
Урок 58. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто..........78
Урок 59. Натуральные флажолеты... 80
Урок 60. Строй ре........83

Этюды

I...........84
II ..........84
III ..........85
IV.......... . 85
V ..........85
VI ...........65
VII...........86
VIII...........87
IX...........87
X. Р. Шуман. Мелодия (переложение для двух гитар)........88

Часть III

ТРЕТИЙ КУРС

Урок 61. Полный диапазон гитары...89
Урок 62. Действия левой руки.....90
Урок 63. Скачки.....90
Урок 64. Скольжение....97
Урок 65. Опережение....101
Этюд XI..........104
Урок 66. Растяжение пальцев левой руки 105
Урок 67. Дополнение к предыдущим упражнениям......107
Этюд XII...........108
Урок 68. Подвижность кисти левой руки.....110
ЭтюдХШ...........111
Урок 69. Баррэ с растяжением пальцев......112
Этюд XIV..........113
Урок 70. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой рукн...114
Этюд XV...........
Урок 71. Увеличение подвижности большого пальца..........117
Урок 72. Одновременное исполнение двух звуков при баррэ........119
Этюд XVI.......... . 120
Урок 73. Защипывание одной и той же струны указательным, средним и безымянным пальцами...........120
Этюд XVII.........121
Урок 74. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах при защипывании верхней струны безымянным пальцем.... 122
Урок 75. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах с переносом среднего и безымянкого пальцев на верхнюю струну....122
Урок 76. Арпеджио из трех звуков, извлекаемых на трех соседних Струнах тремя пальцами..........123
Урок 77. Арпеджио из трех звуков на двух отдаленных струнах и третьей соседней струне. Разъединение указательного и среднего пальцев..........123
Урок 78. Арпеджио из трех звуков на двух соседних струнах и третьей отдаленной струне. Разъединение среднего н безымянного пальцев...........124
Урок 79. Арпеджио нз трех звуков на трех отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев..........124
Этюд XVIII..........125
Урок 80. Защипывание с опорой, без опоры и комбинированное....... 126
Этюд XIX..........I26
Урок 81. Извлечение трех звуков на двух струнах с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем.... 127
Этюд XX ..........128

ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС

Урок 82 Извлечение четырех звуков на одной струне указательным, средним и безымянным пальцами........129
Этюд XXI..........I29
Урок 83. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход безымянного пальца на более высокую струну. ...... 131
Этюд XXII..........132
Урок 84. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну. ....133
Этюд ХХШ. ¦.........134
Урок 85. Арпеджио из четырех звуков на трех соседних струнах. ..... 135

Школа игры на шестиструнной гитаре - П.Агафошин

Настоящая Школа может служить пособием для обучения в музыкальных училищах и школах, на курсах для взрослых, в самодеятельности. Кроме того, Школа, рассчитанная на использование отдельными любителями, желающими научиться играть на этом инструменте или повысить свой профессиональный уровень, может служить и самоучителем.
Школа разделена на четыре части. В первой (подготовительной) части даются вместе с необходимыми общими сведениями самые элементарные навыки игры на гитаре, а также элементарные сведения по музыкальной грамоте.
Во второй части развиваются технические навыки и музыкальный кругозор учащегося путем изучения целого ряда тональностей (пока еще в пределах первых двух позиций) на многоголосном материале.
В третьей части Школы изучаются главнейшие позиции, и возможность игры расширяется до использования всего диапазона инструмента, а также разбираются различные мелизмы. Материалом этой части являются в большинстве этюды и пьесы высокого художественного уровня. ,
В четвертой части рассматриваются специфические виртуозные приемы игры на гитаре и различные характерные штрихи. Материалом здесь служат пьесы концертного плана, высокого технического уровня и художественного достоинства.
Занимаясь по данному пособию, учащийся достигнет высокого уровня владения инструментом.

От автора.................................................. 3
Краткая история гитары и ее современное
состояние.................................................. 4
Характеристика гитары................... 4
Уход за инструментом. Струны для гитары. . 5
Устройство шестиструнной гитары........ 5

Часть I

Посадка, постановка рук при игре................ 10
Строй гитары.............................................. 10
Приемы игры...................... . 11
Упражнения 1-4 .................................. 11
Аппликатура первой позиции................ 11
Упражнение 5 ............................ 11
Натуральные звуки первой позиции.............. 12
Упражнение 6 ................... 12
Нотная запись................................. 12
Упражнение 7 ...................................... 13
Упражнения 8, 9 .................................... 14
Метр.......................................................... 15
Упражнение 10 .................................... 15
Во саду ли в огороде. Русская народная песня....................... . 17
Венгерские народные мелодии. ............ 18
Со вьюном я хожу. Русская народная песня................................................ 18
Паузы................................... 18
Знаки альтерации.................................. 19
Упражнения 20, 21 ................................ 19
Ф. Сор. Этюд................... . 20
Аккорды...................................... 20
Упражнения на гармонические фигурации...... 20
Точка........................................................ 21
Упражнение 26 .................................... 21
Лига.................................. 21
Упражнение 27 .................................... 21
Сложные размеры.................................. 22
Ж. Ф. Рамо. Ригодон................................22
Л. Бетховен. Фрагмент финала симфонии...................................................... 22
Ф. Сор. Этюд........................................ 23
Упражнение 31 ......................... 23
Ф. Сор. Этюд................................ 23
Упражнение на аккорды...................... 24
Ф. Карулли. Вальс................................ 24
Упражнение в форме пьески............ 24
Д. Агуадо. Упражнение........................ 25
Гамма........................* 25
Упражнение 41 .................................... 25
Д. Агуадо. Тема и вариация. . *............ 26
Ф. Сор. Andante .................................... 26

Часть II

Исполнение гамм.................... 27
Упражнение 45 .................. 27
Исполнение аккордов................. 27
Упражнения 46,^47 ................ 28
М. Джулиани. Этюд. Ор.ЮО № 1 ....... 28
Знак репризы. . ..................... 29
Д. Агуадо. Упражнение............ 29
М. Джулиани Упражнение........... 30
Д. Агуадо. Упражнения............ 30
Упражнение 53 . . ................ 30
Интервалы................................................ 30
Упражнение терциями.......................... 30
Ф. Сор. Этюд секстами............................ 30
Упражнение на октавы.................. 31
JI. Бетховен. Прекрасный цветок.............. 31
Р. Шуман. Пьеска..........................31
Гамма Соль мажор...................................... 32
Упражнение 61 .................................... 32
Прием баррэ (Вагге) ................. 33
Упражнение 62 ......................... 33
Д. Агуадо. Этюд.................................... 33
A. Диабелли. Менуэт.............................. 34
B. А. Моцарт. Вариация.............. 34
Ф. Сор. Менуэт...................................... 34
Ф. Карулли. Маленькая пьеса для двух гитар............................... 35
Упражнение 69 ................................... 35
Упражнение 70 ....................... 36
Упражнения для развития беглости пальцев правой руки.................................. 36
Вольты............................................... 37
Ф. Сор. Этюд.Ор. 31 № 3 .......................... 37
Mascherada. Из старинной лютневой литературы................................................ 38
Ф. Карулли. Пьеска для двух гитар.......... 38
Упражнение 78 .................................... 39
Ж, Леклер. Гавот. Фрагмент.................. 39
Упражнения.......................... 39
Гамма Ля мажор в одну октаву...................... 39
Пяти- и шестизвучные аккорды.................... 40
Упражнение 82 ...................... 40
Д. Агуадо. Упражнения................... 40
Л. Бетховен. Andante. Фрагмент II части V симфонии.............................. 40
Ж. Ф. Рамо. Менуэт................................ 41
Ф. Карулли. Andante ............................. 41
Упражнения 89, 90 ................................ 42
М. Каркасси. Прелюд.............................. 42
Упражнение 92 .... ........................... 43
Д. Агуадо. Упражнения.................. 43
Упражнения 95,97, 98 ................. 44
Д. Агуадо. Упражнение.......................... 44
А. Диабелли. Марш................................ 45
Упражнения 102,103 .................... 45
Д. Агуадо. Упражнение.......................... 46
Д. Агуадо. Тема и вариация................ 46
Б. Барток. Пьеса. .......... ............. 46
Старинная английская песня. Из лютневой литературы XVI века...................... 47
П. Чайковский. Французская песня. Из оперы "Пиковая дама" . ....................... 47
Л. Бетховен. Сонатина. Фрагмент.......... 47
Ф. Карулли. Larghetto ............................ 48
Упражнение 112 .................................. 48
Упражнение 113 .................................. 49
Д. Агуадо. Упражнение.......................... 49
М. Каркасси. Andante ................ 49
Д. Агуадо. Упражнение.............. 50
Р, деВизе. Менуэт............... 50
М. Джулиани. Andantino .......................... 50
Упражнения 120,121 ................... 51
М. Джулиани. Этюд................................ 51
Упражнения 124,125 ............................ 52
М. Джулиани.Пьеса. ОрЛ11. Фрагмент. . 52
Упражнения 128,129 ............................ 53
Ф. Шуберт. Квартет. Фрагмент гитарной партии.................................. 54
Пьеска. Из сборника для лютни XVI века..... 54
П. Агафошин. Прелюд............................ 54
Упражнения 136,137 ............................ 55
П. Агафошин. Прелюд. . ....................... 55
М. Джулиани. Larghetto .......................... 55
М. Джулиани. Этюд. ОрЛОО № 2 .............. 56
М. Глинка. Турецкий танец. Из оперы "Руслан и Людмила". Переложение П. Агафошина..... 56
Мадригал. Из старинной лютневой литературы.................................................. 56
Пьеска. Из сборника для лютни XVI века. 57
Упражнение 144 . ............................... 57
К. М. Вебер. Романс для двух гитар.......... 57
Условное метрическое деление............... 58
Упражнения для правой руки........ 58
Упражнение 148 ........................ 59
Синкопы. ................................................. 59
Ф. Карулли. Упражнение........................ 59
Упражнение 150 ...................... 59
Стаккато........................... 60
А. Диабелли. Скерцо............ . . 60
Р. Шуман. Солдатский марш. Из "Альбома для юношества" .................................. 60
Легато................................. 61
Упражнение с применением трех видов легато................................................... 61
Я пойду ли, молоденъка. Русская народная песня. Обработка А. Лядова............ 61
Полноте, ребята. Русская народная песня 62 Ай, вополелипенька. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова... 62
А. Гречанинов. Лен................................ 62
Сизый голубочек. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского............... 63
Гарбуз бхлий качается. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко.......... 63
Татарская песня. Протяжная................ 64
Упражнение для развития пальцев левой руки.................... 64
Упражнение 163 ........ ................. 64

Часть III

Позиции.................................................... 65
Расположение звуков в IV позиции................ 65
Упражнения 165,166 . ......................... 65
М. Джулиани. Этюд Ор. 100 № 5 .............. 66
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 8 ................ 67
Расположение звуков в V позиции................ 67
Упражнение 170 . ............................... 67
Упражнение 171 . ............................... 68
М. Джулиани. Этюд. ОрЛОО № И............ 68
Ф. Сор. Этюд....................................... 70
Татарская. Шуточная. Записана и гармонизована В. Морошкиным................... 71
Уж как звали молодца. Русская народная
песня. Обработка Н. Римского-Корсакова...... 71
М. Глинка. Гуде вюервелъми в пол* .... 71
Гитара в аккомпанементе............................ 71
А. Даргомыжский. Я вас любил. Романс. 72 Дж. Россини. Серенада. Из оперы "Севильский цирюльник" ....... 73
Расположение звуков в VII позиции............. 75
Упражнения 180-182 ................... 75
Н. Кост. Этюд № 1.................. 75
Д. Агуадо. Этюд.................................... 76
Расположение звуков в IX позиции........ 77
Упражнения 186,187 .............................. 77
Способы перехода из одной позиции в другую. 77
Упражнения 188,189 ............... 77
В. А. Моцарт. Менуэт.............................. 78
Упражнение четырех-, пяти- и шестизвучными аккордами............... 78
М. Каркасси. Три этюда ор. 60
1...................................................... 78
2...................................................... 80
3...................................................... 81
Н. Кост. Рондолетто.............................. 82
Смешанные размеры.................................. 83
Ой, да ты, калинушка. Русская народная песня. .............. 83
Ф. Шуберт. Вальс....................... 84
Н. Паганини. Менуэт............................. .85
Гаммы.............................. 86
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 1 ................ 91
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 14 ............. 92
Ф. Карулли. Два прелюда
1........................................ 93
2........................................ 93
М. Джулиани. Этюд. Ор. 100 № 13 ............ 94
Тремоло............................... 95
Упражнение 206 .................................. 95
М. Каркасси. Этюд. Ор, 60 № 7 ................ 95

1........................................ 96
2............................................... 97
3...... .............................. 98
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 19 .......... 98
Ф. Сор. Этюд. Ор. 35,1 № 11 .................... 99
М. Каркасси. Два этюда ор. 60
1...................................................... 100
2.......................... . 101
Форшлаг........................................... 102
М. Джулиани.Пьеса. Op. 111. Фрагмент. . 102
Д. Агуадо. Этюд.................................... 103
М. Джулиани. Этюд. Op. 1, III № 7. Фрагмент..................... 103
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 21 ................ 103
Й. Гайдн. Менуэт. Из сонаты № 13 ............ 105
В. А. Моцарт. Allegro ................ 105
Ф. Сор. Рондо........................................ 106
М. Джулиани. Этюд................................ 109
Ф. Карулли. Рондо для,дуэта гитар..... 110
Глиссандо.................................................. 113
Упражнения 224,225 ............................ 113
Д. Агуадо. Allegro .................................. 114
М. Каркасси. Этюд. Ор. 6 № 20 ....................... 115
Группетто................................................. 116
Упражнение 228 ...... . . . ............... 116
Ф. Сор. Менуэт. Op. 11 . М...................... 117
Ф. Сор. Тема......................... 117
Мордент.................................................... 117
И. С. Бах. Менуэт.............................. 118
Флажолеты........................................ 118
Обозначение флажолетов............................ 118
Упражнение 232 .............................. 119
За реченькой яр хмель. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова.......... 119
Р. Шуман, Веселый крестьянин. Из "Альбома для юношества" ............. ............... 120
Н.Кост.Этюд........................................ 120
Упражнение 236 ................ . 122
Трель................ . . . ................. 122
М. Джулиани.Этюд. Ор. 100 № 17. Фрагмент 123 Ж. Ф. Рамо. Менуэт. Из Большой сонаты ор. 22. Фрагмент............. 123
М. Джулиани. Этюд. Ор. 48 № 14 .............. 123
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 23 ................ 124
М. Джулиани. Этюд. Ор. 48 № 9 ....... . 125
Ф. Сор. Рондо. Фрагмент........................ 126
М. Льобет. Прелюд........ ............... 127
Д. Агуадо. Этюд.................................... 127
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 24 ................ 128
Э.Григ. Листок из альбома................ 130
Э. Григ. Народная песня. Ор. 12 № 8 . . , . . 131
А. Скрябин. Прелюд. Ор. 11 № 17 ............ 131
Д. Агуадо. Менуэт.................................. 132
Ф. Таррега. Прелюд..................... 132
Тремолируемые аккорды............................ 133
Упражнение 251 .................................. 133
Упражнения на аккорды...................... 134
Упражнения на арпеджио...................... 135
Гаммы интервалами..................... 136
Упражнения на терции........................ 137
Упражнения на сексты.......................... 137
Упражнения на октавы. . ................... 137
Ф. Сор. Этюд. Ор. 35, II № 15 .................... 138
М. Джулиани. Два этюда ор. 48
1......................................... 138
2................................................... 139
М. Джулиани. Этюд.................... 140
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 22 .............. 141
Д. Агуадо. Этюд.................................... 142
М. Джулиани. Три этюда ор. 48
1...................................................... 143
2..................................... 145
3.................................... 147
М. Джулиани. Прелюд. Ор. 83 ................ 149
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля. Из оперы "Снегурочка" ........................ 151

Часть IV

Ногтевой способ звукоизвлечения................ 152
М. Джулиани. Allegro. Из сонаты ор. 15 . . 152
Приглушенные звуки.................................. 157
Ф. Таррега. Прелюд...... ................... 157
Каталонская песня. Обработка М. Льобета 158 Ф. Таррега. Воспоминание об Альгамбре. Этюд-тремоло....... 159
Ф. Таррега. Полька....................... 163
Л. Бетховен. Скерцо. Из сонаты № 2. Ор. 2 ..... 166
Ф. Мендельсон. Канцонетта........ . 169
Й. Гайдн. Менуэт быка........................ 173
В. А. Моцарт. Менуэт............................ 174
И. С. Бах. Лур. Старинный танец............ 177
Расгеадо и другие приемы игры....................181
М. Каркасси. Испанский вальс......... 181
Ф. Морено-Торроба. Прелюд. .................183
Ф. Морено-Торроба. Сонатина. Часть I ... 185
Сложные флажолеты..........................188
Э.Гранадос. Испанский танец №5 .... 188 X. Турина. Фандангильо. Аппликатура А.СеГовии. ................ 192
И. Альбенис. Легенда.................. 195
И. С. Бах. Фуга. Из скрипичной сонаты № 1 ... 199
Заключение. ...........................................204Спасибо! Именно этот нотный материал был нужен для ФГТ.

  • #1

    Спасибо за ноты! Сайт отличный.

  • Ноты для: Гитары

    Издательство: Кифара, 2010 г. | ISBN 979-0-706363-25-7

    Размер: 21x29 см. | Твердый переплет, 200 стр.

    Школа игры на шестиструнной гитаре. На принципах техники Ф. Таррега — Пухоль Эмилио

    Автор настоящей Школы — известный испанский гитарист, педагог и музыковед XIX века — Эмилио Пухоль. Отличительной чертой его Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «секретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т.д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовке гитариста. Важной особенностью является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением нескольких пьес, все упражнения и этюды сочинены автором.

    Издание предназначается для широкого круга любителей гитарной музыки.

    Список песен:

    Часть I|
    Составные части гитары|
    Необходимые качества гитары|
    Струны|
    Диапазон гитары|
    Гриф и лады|
    Обозначение струн и пальцев|
    Аппликатура|
    Извлечение звука|
    Как держать гитару|
    Положение рук|
    Правая рука|
    Постановка левой руки|
    Советы обучающимся игре на гитаре|
    Часть II|
    Первый курс|
    Урок 1. Настройка гитары|
    Урок 2. Защипывание струн указательным и средним пальцами правой руки|
    Урок 3. Первоначальные действия большого пальца|
    Урок 4. Чередование указательного и среднего пальцев|
    Урок 5. Ритмические движения большого пальца|
    Урок 6. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев|
    Урок 7. Постановка и первоначальные действия левой руки|
    Урок 8. Развитие техники большого пальца|
    Урок 9. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах|
    Урок 10. Движение в обратном направлении|
    Урок 11. Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах|
    Урок 12. Движение в противоположном направлении|
    Урок 13. Дополнение к предыдущему занятию|
    Урок 14. Чередование безымянного и среднего пальцев|
    Урок 15. Начальное исполнение баррэ|
    Урок 16. Движение правой руки в противоположном направлении|
    Урок 17. Аккорды. Созвучия из двух звуков|
    Урок 18. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки|
    Урок 19. Увеличение подвижности пальцев левой руки|
    Урок 20. Дополнение к тому же движению правой руки|
    Урок 21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий|
    Урок 22. Возрастание подвижности большого пальца|
    Урок 23. Аккорды из трех звуков|
    Урок 24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух и трех звуков|
    Урок 25. Восходящее арпеджио из трех звуков|
    Урок 26. Нисходящее арпеджио из трех звуков|
    Урок 27. Подготовка пальцев к исполнению гамм|
    Урок 28. Начало цикла мажорных и минорных гамм в I позиции. Первая группа: гаммы до мажор, соль мажор, ре мажор и параллельные минорные|
    Урок 29. Вторая группа: гаммы ля мажор, ми мажор, си мажор и параллельные минорные|
    Урок 30. Третья группа: гаммы фа-диез мажор, до-диез мажор (энгармонически равная ре-бемоль мажору), ля-бемоль мажор и параллельные минорные|
    Урок 31. Четвертая группа: гаммы ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, фа мажор и параллельные минорные (окончание цикла гамм на первых четырех ладах)|
    Урок 32. Ми-мажорная и ми-минорная гаммы в максимальном диапазоне в I позиции|
    Урок 33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-го пальцев|
    Урок 34. Независимые, уверенные действия и беглость 2-го и 3-го пальцев|
    Урок 35. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2 и 4-го пальцев|
    Урок 36. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2, 3 и 4-го пальцев|
    Урок 37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн|
    Урок 38. Хроматическая гамма в I позиции|
    Урок 39. Разнообразные движения пальцев левой руки|
    Второй курс|
    Урок 40. Действия левой руки|
    Урок 41. Игра в различных позициях|
    Урок 42. Дальнейшее развитие пальцев левой руки|
    Урок 43. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой руки|
    Урок 44. То же движение, но с увеличенной подвижностью большого пальца|
    Урок 45. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав|
    Урок 46. Возрастание беглости пальцев левой руки|
    Урок 47. Возрастание подвижности большого пальца правой руки|
    Урок 48. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки|
    Урок 49. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним или безымянным на соседних струнах|
    Урок 50. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки|
    Урок 51. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ|
    Урок 52. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами|
    Урок 53. Восходящее арпеджио из четырех звуков|
    Урок 54. Нисходящее арпеджио из четырех звуков|
    Урок 55. Арпеджио из шести звуков, исполняемое большим, указательным, средним и безымянным пальцами|
    Урок 56. Восходящее легато|
    Урок 57. Нисходящее легато|
    Урок 58. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто|
    Урок 59. Натуральные флажолеты|
    Урок 60. Строй ре|
    Часть III|
    Третий курс|
    Урок 61. Полный диапазон гитары|
    Урок 62. Действия левой руки|
    Урок 63. Скачки|
    Урок 64. Скольжение|
    Урок 65. Опережение|
    Урок 66. Растяжение пальцев левой руки|
    Урок 67. Дополнение к предыдущим упражнениям|
    Урок 68. Подвижность кисти левой руки|
    Урок 69. Баррэ с растяжением пальцев|
    Урок 70. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой руки|
    Урок 71. Увеличение подвижности большого пальца|
    Урок 72. Одновременное исполнение двух звуков при баррэ|
    Урок 73. Защипывание одной и той же струны указательным, средним и безымянным пальцами|
    Урок 74. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах при защипывании верхней струны безымянным пальцем|
    Урок 75. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах с переносом среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну|
    Урок 76. Арпеджио из трех звуков, извлекаемых на трех соседних струнах тремя пальцами|
    Урок 77. Арпеджио из трех звуков на двух отдаленных струнах и третьей соседней струне. Разъединение указательного и среднего пальцев|
    Урок 78. Арпеджио из трех звуков на двух соседних струнах и третьей отдаленной струне. Разъединение среднего и безымянного пальцев|
    Урок 79. Арпеджио из трех звуков на трех отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев|
    Урок 80. Защипывание с опорой, без опоры и комбинированное|
    Урок 81. Извлечение трех звуков на двух струнах с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем|
    Четвертый курс|
    Урок 82. Извлечение четырех звуков на одной струне указательным, средним и безымянным пальцами|
    Урок 83. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход безымянного пальца на более высокую струну|
    Урок 84. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну|
    Урок 85. Арпеджио из четырех звуков на трех соседних струнах|
    Урок 86. Исполнение четырех звуков на трех соседних струнах. Повторяющиеся звуки на каждой струне|
    Урок 87. Арпеджио из четырех звуков на двух отдаленных и одной соседней струнах. Разъединение указательного и среднего пальцев|
    Урок 88. Арпеджио из четырех звуков на двух соседних и одной отдаленной струнах. Разъединение среднего и безымянного пальцев|
    Урок 89. Арпеджио из четырех звуков на отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев|
    Урок 90. Щипок с опорой и без опоры. Аккорды на трех соседних струнах|
    Урок 91. Аналогичные упражнения на четырех струнах|
    Урок 92. Аналогичное упражнение на отдаленных струнах для указательного и среднего пальцев|
    Урок 93. Комбинации аккордов из четырех звуков. Действия указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев на соседних струнах|
    Урок 94. Аккорды из четырех звуков. Действия указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев на отдаленных струнах|
    Урок 95. Отработка подвижности большого пальца при исполнении аккордов из трех или четырех звуков|
    Урок 96. Исполнение арпеджио из трех звуков с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем при извлечении первого звука арпеджио|
    Урок 97. Арпеджио из трех звуков. Действия большого пальца при исполнении первого и второго звуков арпеджио|
    Урок 98. Арпеджио из трех звуков. Действия большого пальца при исполнении первого и третьего звуков арпеджио|
    Урок 99. Арпеджио из трех звуков. Действия большого пальца при исполнении каждого звука арпеджио|
    Урок 100. Дополнительные упражнения на арпеджио с одновременными действиями большого пальца|
    Урок 101. Легато на отдельных фиксированных позициях. Упражнения для развития силы и независимости пальцев левой руки|
    Урок 102. Дополнение к предыдущим упражнениям. Увеличение расстояния между пальцами левой руки при движении в обратном направлении|
    Урок 103. Восходящее и нисходящее легато|
    Урок 104. Чередование восходящего и нисходящего легато|
    Урок 105. Одинарные восходящие и нисходящие форшлаги|
    Урок 106. Двойные форшлаги|
    Урок 107. Глиссандовый форшлаг|
    Урок 108. Морденты|
    Урок 109. Исполнение нисходящего мордента|
    Урок 110. Двойной восходящий и нисходящий морденты|
    Урок 111. Исполнение группетто|
    Урок 112. Исполнение других мелизмов (украшений)|
    Урок 113. Вибрато|
    Урок 114. Искусственные (октавные) флажолеты|
    Урок 115. Исполнение искусственных флажолетов с одновременным извлечением звука большим пальцем правой руки|
    Урок 116. Аппликатура|
    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх